Специальная педагогика. Лекция 2

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ


Причиной нарушения речи в науке считается такое воздействие внешних и внутренних неблагоприятных факторов или их совокупности, при которых возникают речевые нарушения различного рода. Однако причинами можно считать только те факторы, без воздействия которых нарушения не происходит.

В разделе патологии существует специальное учение о причинах, которое носит название  этиология (от греч. a/'f/a — «причина» и logos — «наука», «учение»). Наиболее интенсивная работа  над разработкой причин нарушения речи началась с 1920-х гг. Впервые в это время причины были разделены на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Эта заслуга принадлежит М. Е. Хватцеву, который подчеркнул при этом ' тесную взаимосвязь между ними. Кроме того,  он классифицировал существующие причины на  органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические.

Органическими причинами являются прежде всего поражение или недоразвитие во время дородового и послеродового периодов, а также во время родов. Кроме того, на аномальную речь могут повлиять и всевозможные  органические нарушения периферического речевого аппарата. Тем самым Хватцев подразделяет органические причины нарушения речи на центральные и периферические. К первым относятся различные поражения мозга. Ко вторым — поражение органов слуха, расщепление нёба и другие изменения артикуляционного аппарата.

При выделении функциональных причин Хватцев опирается на учение и. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

К социально-психологическим причинам были отнесены самые разнообразные неблагоприятные влияния окружающей среды.

Психоневрологические причины содержат в себе и умственную отсталость, и нарушение памяти и внимания, и другие расстройства психики.

Очень широко распространены речевые нарушения под воздействием экзогенно-органических факторов, т.е. неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему и на весь организм. В перинатальной патологии (внутриутробный период развития) наиболее неблагоприятное воздействие оказывает родовая травма и асфиксия (кислородное голодание). При внутриутробных поражениях мозга (вирусные заболевания, лекарственные препараты, вибрация, радиация, алкоголизм, курение) наблюдаются наиболее тяжелые нарушения речи.

Главное, необходимо учитывать, что выделенные причины очень редко проявляются в чистом виде. Гораздо чаще встречаются целые букеты влияния различных факторов. Кроме того, у разных людей один и тот же фактор может выступать то в качестве причины, то в качестве условия.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 2