Специальная педагогика. Лекция 2

ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИИ, ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ КАК ИНТЕГРАТИВНОЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЙ


Логопедия (от греч. logos — «слово», «речь» и paideia — «воспитание», «обучение») — направление в педагогике, изучающее нарушения развития речи при нормальном слухе.

Логопедия изучает различные речевые нарушения, вырабатывает методы их выявления, ликвидации, а также предупреждения. Для достижения этих целей важно изучение симптомов и причин возникновения всевозможных речевых нарушений, механизмов и направлений их протекания. Все это необходимо для организации особого воспитания и обучения лиц с отклонениями в речи. Поэтому логопедию относят к специальной педагогике.

Предметом логопедии является само нарушение речи, а также обучение, воспитание, развитие людей с аномальной речевой деятельностью. Люди с расстроенной речью и являются объектом логопедии.

Периоды становления логопедии:

1) первые вопросы по коррекции нарушенной речевой деятельности были затронуты в XVII в. в трудах сурдопедагогов;

2) во второй половине XIX в. аномалии в речи рассматривают уже независимо от слуховых данных человека. Коррекция речи в это время рассматривалась под медицинским углом зрения. Основные причины нетрадиционного произнесения звуков видели преимущественно в работе артикуляционного аппарата, т.е. специализированных мускульных движений. Исходя из этого исправить речевые недостатки предполагалось только в результате проведения целого курса лечебных мероприятий, выполняемых медработниками;

3) к 1930-м гг. XX в. научные знания в области речевой деятельности были существенно расширены. Теперь в логопедии важную роль стала играть педагогическая сторона вопроса. Пути и методы логопедической коррекции существенно усовершенствовались. Отношение к этой проблеме становилось достаточно оптимистичным. Так, И. П. Павлов отмечал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия»;

4) современные специалисты (физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др.) подчеркивают многогранное строение речевой деятельности, имеющее немало аспектов в ее изучении.

Современная логопедия состоит из дошкольной, школьной логопедии, а также логопедии подростков и взрослых. Их объединяет общность целей и задач, для реализации которых теоретическая и практическая стороны должны работать слаженно, взаимно дополняя друг друга. Причем профилактическое и коррекционное воздействия должны учитывать как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на речь человека.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 2