Специальная педагогика. Лекция 2

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ СЛУХА, ИХ ДИАГНОСТИКА И МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ


Нарушения слуха подразделяются на врожденные, наследственные и приобретенные. Нарушения слуха могут возникать вследствие целого ряда причин, таких как нарушения развития головного мозга и центральной нервной системы, инфекционные заболевания, различные травмы, поражения сосудистой системы, интоксикации и т.д. У новорожденных детей нарушения слуховой деятельности могут возникать как результат тяжелых родов, а также как последствия перенесенных во время беременности неврологических или инфекционных заболеваний (например, гепатит С, краснуха, корь). Также нарушения слуха возникают в случае подверженности матери алкоголизму или наркомании.

Нарушения слуха в зависимости от тяжести поражения слуховой функции подразделяются на глухоту и тугоухость. Глухота — это полная потеря слуха, при этом возможно сохранение восприятия некоторых звуков неречевого диапазона на близком расстоянии к уху. Тугоухость — это понижение слуха, позволяющее слышать хотя бы некоторые звуки на небольшом расстоянии от уха. При тугоухости возможно самостоятельное овладение речью.

Определение степени поражения слуховых органов определяется аудиометрией. Существуют различные способы аудиометрии. Слух новорожденных и детей раннего дошкольного возраста определяется при помощи метода рефлекторной реакции, основой которого является рефлекторная реакция ребенка на услышанный звук. Для остальных детей дошкольного возраста — приблизительно от трех до семи лет — используется так называемая игровая аудиометрия, при этом исследование слуха проводится в форме игры. Исследование особенностей слуха детей более старшего возраста и взрослых людей осуществляется при помощи таких методов, как тональная и речевая аудиометрия. Также существуют такие объективные методы исследования, как импенсанд-аудиометрия, при которой определяются реакции барабанной перепонки и электрокорковая аудиометрия, при которой проводится диагностика головного мозга и слуховых нервов.

Развитие современных технологий позволяет осуществлять коррекцию частично или полностью утерянного слуха при помощи слуховых аппаратов. Компьютеризированный подбор слухового аппарата производится с учетом индивидуальных особенностей человека. Сегодня создатели слуховых аппаратов изготавливают аппараты небольших размеров (помещающихся в слуховой проход уха) и ставят перед собой задачи, направленные на повышение надежности и улучшение качества звукопередачи. Также существует метод восстановления утраченного слуха при помощи кохлеарной имплантации, операции, при которой производится вживление электронной слухопротезирующей системы.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 2