Железодефицитные анемии
- Железодефицитные анемии
- ВВЕДЕНИЕ
- II. ПРИЧИНЫ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ
- III. СТАДИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОГО СОСТОЯНИЯ
- КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ
- КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖДС У ДЕТЕЙ РАННЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
- V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ДЕФИЦИТА ЖЕЛЕЗА У ДЕТЕЙ
- НОРМАТИВЫ УРОВНЯ ГЕМОГЛОБИНА
- ДИНАМИКА ЭРИТРОЦИТАРНЫХ ИНДЕКСОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖДС
- ВОЗРАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЫВОРОТОЧНОГО ФЕРРИТИНА
- СТАДИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОГО СОСТОЯНИЯ И ИХ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- ЛАБОРАТОРНЫЕ КРИТЕРИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ
- VI. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ
- АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИКИ ЖДА
- VII. ЛЕЧЕНИЕ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОИ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ
- СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗА В ПРОДУКТАХ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
- ФАКТОРЫ, УСИЛИВАЮЩИЕ И ИНГИБИРУЮЩИЕ ВСАСЫВАНИЕ НЕГЕМОВОГО ЖЕЛЕЗА В КИШЕЧНИКЕ
- ЗАМЕНИТЕЛИ ГРУДНОГО МОЛОКА, ОБОГАЩЕННЫЕ ЖЕЛЕЗОМ
- ВЫБОР МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ
- ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЖДС
- ПРЕПАРАТЫ ЖЕЛЕЗА
- ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРОРАЛЬНЫХ СОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ ЖЕЛЕЗА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЖДА У ДЕТЕЙ
- ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА ЛЕЧЕНИЯ ЖДА ПЕРОРАЛЬНЫМИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИМИ ПРЕПАРАТАМИ
- КУРСОВАЯ И СУТОЧНАЯ ДОЗЫ ПРЕПАРАТОВ ЖЕЛЕЗА ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ
- ПОБОЧНЫЕ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ
- ВОЗМОЖНЫЕ ПОБОЧНЫЕ И НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПРЕПАРАТОВ ПРИ РАЗНЫХ СПОСОБАХ ВВЕДЕНИЯ
- КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ГЕМОГЛОБИНА
- VIII. ПРОФИЛАКТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ И ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЛЬНЫМИ ЖДА
III. СТАДИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОГО СОСТОЯНИЯ
Развитие дефицита железа в организме имеет четкую стадийность. Выделяют последовательно развивающиеся стадии железодефицитного состояния:
• Латентный дефицит железа:
— снижение запасов железа;
— железодефицитный эритропоэз;
• Железодефицитная анемия (табл. I вклейки).
IV. ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Клиническая картина сидеропенических состояний зависит от степени и стадии развития дефицита железа, а также от длительности его существования. Клинические проявления латентного дефицита железа обусловлены снижением активности железосодержащих ферментов и проявляются сидеропеническим синдромом. При истощении тканевых резервов железа и механизмов компенсации его дефицита нарушаются процессы гемоглоби-нообразования. Развивается железодефицитная анемия. Нарушение синтеза гемоглобина при незначительном уменьшении количества эритроцитов приводит к снижению насыщения эритроцитов гемоглобином. При этом к сидеропеническому синдрому присоединяются общеанемические (табл. 1).
В последнее время проблеме дефицита железа без анемического синдрома стали придавать большое самостоятельное значение, так как появились доказательства того, что клинически неманифестный дефицит играет роль в развитии таких состояний, как умственная отсталость детей [Воробьев П. А. (2001)]. В настоящее время доказано, что длительный дефицит железа и ЖДА у детей раннего возраста приводят к замедлению моторного развития и нарушению координации [Walter Т. (1989)],. задержке речевого развития и схоластических достижений [Socmantri A. G. et al (1985)], психологическим и поведенческим нарушениям (невнимание, слабость, неуверенность в себе и т. д.), снижению физической активности [Pollitt E. and Kim I. (1988)]. В основе двигательных и поведенческих нарушений лежит изменение допаминового обмена в полосатом теле головного мозга, связанное со снижением концентрации Fe в ткани головного мозга.
I ((ионной мозг ребенка очень чувствителен к недостатку железа! Активность головного мозга и познавательные способности зависят от уровня железа в организме. Исследователями показано, что 80% ЖЕЛЕЗА, ОБНА-РУЖИБАЕМОГО В ГОЛОВНОМ МОЗГЕ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА, ЗАПАСАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ДЕКАДУ ЖИЗНИ (Hallgren et Sourander, 1958). Учитывая, что развитие головного мозга, процессы его дифференцировки происходят преимущественно в перинатальном периоде и в первые годы жизни, очень важно избежать дефицита железа именно в это время |Tucker et al (1984), Oski et a] (1983), Lozoffet al (1991-2001)].
Таким образом, разнообразие клинических проявлений ЖДС и отсутствие патогномоничных признаков заболевания вносят некоторые сложности в его клиническую диагностику. Поэтому решающее значение в диагностике железодефицитных состояний у детей, особенно раннего возраста, приобретают лабораторные исследования (В. А. Белошевский, 2000).