Физиология человека (часть 6)
- Физиология человека (часть 6)
- НЕПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЧЕНИ
- ОБМЕН ЭНЕРГИИ
- Энергия основного обмена
- Питание
- ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
- Механизмы потери тепла
- Потоотделение
- Два механизма терморегуляции
- ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОВЕДЕНИЕ)
- Психическая деятельность
- Бодрствование и сон
- Первый блок мозга
- Инстинкт
- Условные рефлексы
- Ориентировочные рефлексы
- Фиксация временных связей
- Образование условных рефлексов
- Генетическая теория
- Сущность генетической теории Хидена
- посттетаническая потенциация
- ДИНАМИКА УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Иррадиация и концентрация
- Синтетическая деятельность
- Аналитическая деятельность
- Безусловное торможение
- Безусловное торможение
- Условный тормоз
- УЧЕНИЕ О СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
- Первая и вторая сигнальные системы
- Особенности высшей нервной деятельност
- Функция речи
- Типы ВНД
- СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА
- МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИИ
- Эмоции могут классифицироваться
- Теории эмоциональных состояний
- гипоталамус
- Гипофизарно-надпочечниковая система
- Значение эмоций
- ФИЗИОЛОГИЯ СНА
- виды сна
- Фаза медленного сна
- Теории сна
- Нервная теория (Жуве)
- Сновидения
- Характер сновидени
- Искусственный сон
- ФИЗИОЛОГИЯ РЕЦЕПЦИИ
- Механизм возбуждения рецепторов
- Кодирование информации в ЦНС
- Кожная рецепция
- Ноцицепция
- Рецепция боли
- Проводники боли
- Центральные механизмы болевого ощущения
- Антиноцицептивная система
- Биологически активные токи
- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Статическая работа
- Динамическая работа
- Формирование двигательного навыка
- Систематические занятия спортом улучшают
I стадия характеризуется генерализованной эфферентной реакцией, т. е. одновременно активируются все мышцы, поэтому движения неловкие, неточные, поза скована, дыхание задерживается.
II стадия сопровождается улучшением координации движений; в них наблюдается некоторая стереотипность.
III стадия характеризуется высокой степенью координации и автоматизации двигательного акта.
В образовании и осуществлении навыков большую роль играют мышление, мотивация, память, которые обеспечивают пусковую информацию и афферентный синтез. На всех стадиях формирования навыка большую роль играют сила, быстрота, ловкость и выносливость. При выполнении навыка от проприорецепторов, вестибулярного, слухового и тактильного анализаторов в ЦНС поступают афферентные импульсы, за счет которых на всех этапах выработки навыка осуществляется контроль соответствия программы и ее выполнения.
В осуществлении большинства бытовых, трудовых и спортивных двигательных навыков принимает участие большое количество мышц. Одни из них непосредственно реализуют само локальное произвольное движение, другие же поддерживают необходимую позу, фиксируют суставы и т. д. Физические упражнения вызывают глубокие перестройки во всех органах и системах организма человека, при этом наступают физиологические, биохимические и морфологические сдвиги.
За счет нейрогуморальной регуляции функциональные сдвиги в вегетативной нервной системе начинаются в дорабочий период, т. е. при подготовке к работе или физическим упражнениям, продолжаются в процессе упражнения (пока выполняется мышечная нагрузка) и сохраняется после окончания работы. Вегетативные процессы активируются по механизму условных и безусловных рефлексов. Вместе с двигательным стереотипом формируется и вегетативный динамический стереотип, который обеспечивает соответствие между уровнем различных физиологических функций и уровнем двигательной активности.
При физических нагрузках в зависимости от их тяжести возрастает обмен веществ и энергии. В связи с этим увеличивается и кислородный запрос, который обеспечивается перестройкой в деятельности систем дыхания, крови и кровообращения, мобилизуя так называемый физиологический резерв организма.
Под физиологическим резервом понимается способность органа или функциональной системы во много раз усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя. Эта способность сложилась в процессе эволюции и зависит от физической тренированности.
Физиологический резерв хорошо виден на примере увеличения кровообращения скелетной мышцы при физической работе. В покое на скелетную мускулатуру приходится 25-30% МОК, при тяжелой физической работе — 80-85%. При этом МОК увеличивается с 5 до 30 литров; частота сердечных сокращений (у пловцов, например) возрастает до 170-205 уд/мин. Велики резервы дыхания: активность его во время физической работы возрастает в 10 раз, потребление кислорода увеличивается в 15-16 раз.
Однако в процессе выполнения своей профессиональной деятельности человек не работает на пределе своих физических возможностей, потому что такая работа продолжается недолго и ведет к утомлению организма. Объем физиологического резерва наиболее ярко выделяется в спорте, где правильно организованные тренировки расширяют физиологический резерв организма, делая его более выносливым и устойчивым к отрицательным воздействиям. Так, например, работами Аршавского показано, что работоспособность нервно-мышечного аппарата при нормальном кровообращении может сохраняться на протяжении долгого времени (4-5 часов), если ритм сокращений будет с такими интервалами, чтобы успевали полностью завершаться анаболические процессы. Таким образом, правильно организованный во времени двигательный акт может осуществляться без признаков утомления. Высокая работоспособность при физических нагрузках связана с использованием аэробных возможностей организма и с возможностью длительного поддержания устойчивого состояния функций дыхания, сердечно-сосудистой системы, и других транспортных систем на протяжении всего трудового процесса, способных осуществить регуляцию гомеостаза.