Физиология человека (часть 6)
- Физиология человека (часть 6)
- НЕПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЧЕНИ
- ОБМЕН ЭНЕРГИИ
- Энергия основного обмена
- Питание
- ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
- Механизмы потери тепла
- Потоотделение
- Два механизма терморегуляции
- ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОВЕДЕНИЕ)
- Психическая деятельность
- Бодрствование и сон
- Первый блок мозга
- Инстинкт
- Условные рефлексы
- Ориентировочные рефлексы
- Фиксация временных связей
- Образование условных рефлексов
- Генетическая теория
- Сущность генетической теории Хидена
- посттетаническая потенциация
- ДИНАМИКА УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Иррадиация и концентрация
- Синтетическая деятельность
- Аналитическая деятельность
- Безусловное торможение
- Безусловное торможение
- Условный тормоз
- УЧЕНИЕ О СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
- Первая и вторая сигнальные системы
- Особенности высшей нервной деятельност
- Функция речи
- Типы ВНД
- СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА
- МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИИ
- Эмоции могут классифицироваться
- Теории эмоциональных состояний
- гипоталамус
- Гипофизарно-надпочечниковая система
- Значение эмоций
- ФИЗИОЛОГИЯ СНА
- виды сна
- Фаза медленного сна
- Теории сна
- Нервная теория (Жуве)
- Сновидения
- Характер сновидени
- Искусственный сон
- ФИЗИОЛОГИЯ РЕЦЕПЦИИ
- Механизм возбуждения рецепторов
- Кодирование информации в ЦНС
- Кожная рецепция
- Ноцицепция
- Рецепция боли
- Проводники боли
- Центральные механизмы болевого ощущения
- Антиноцицептивная система
- Биологически активные токи
- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Статическая работа
- Динамическая работа
- Формирование двигательного навыка
- Систематические занятия спортом улучшают
Однако формирование эмоций не ограничивается только областью гипоталамуса. Определенное значение имеют в этом и другие структуры мозга: миндалина, гиппокамп, перегородка и отдельные области коры головного мозга (лобная, височная). Так, у человека раздражение миндалины вызывает чувство страха, гнев, ярость; перегородки и такие как наслаждение, подъем настроения, половое возбуждение и др. По данным многих авторов, гиппокамп выступает в качестве связующего звена между всеми отделами мозга, принимающими участие в формировании эмоциональных состояний.
Особое значение в развитии эмоциональных состояний имеют отдельные области коры головного мозга, которым приписывается участие в формировании высших и сложных форм эмоциональной деятельности. Кроме того, кора головного мозга принимает участие в регуляции эмоций имеет корригирующее значение. Известно, что в какой-то степени своей волей человек может тормозить эмоциональные проявления.
Нервный аппарат, организующий эмоции, как известно, изменяет деятельность многочисленных внутренних органов и систем через возбуждение вегетативных центров. Специально проведенные исследования свидетельствуют о том, что симпатические и парасимпатические отделы ЦНС обуславливают в какой-то степени специфичность эмоционального поведения. Предполагалось, что все отрицательные эмоции связаны с симпатическим отделом, положительные — с парасимпатическим. Однако, более поздние исследования показали, что в формировании как отрицательных, так и положительных эмоций, принимают обязательное участие оба отдела вегетативной нервной системы.
Известную роль в развитии эмоционального состояния играет гуморально-гормональное звено, представленное гуморальными веществами, к которым относятся, прежде всего, катехоламины и серотонин. Результаты большинства исследований свидетельствуют, что адреналин связан с формированием таких эмоциональных состояний как тревога, страх, избегание; норадреналин — с агрессией (нападением), яростью, гневом. Установлено, что если катехоламины усиливают агрессивность животных, то серотонин снимает эту реакцию. Показано, в частности, что у спортсменов при тревожном состоянии и неуверенности в крови обнаруживается много катехоламинов. При успешном же и уверенном выступлении этих веществ в крови обнаруживается гораздо меньше. Давно высказывалось предположение, что отрицательные эмоции связаны с накоплением в крови и нервных структурах катехоламинов, положительные эмоции — с накоплением серотонина. Определенное значение в формировании эмоций играют также холинэргические структуры нервной системы, которые, по данным ряда авторов, запускают развитие эмоций.