Физиология человека (часть 6)

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в соавторстве с Домрачевым А. А., Коваленко Н. В.)

ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД

Врачами, физиологам и гигиенистами трудовые процессы условно делятся на 2 вида: 1) преимущественно физическая работа; 2) преимущественно умственная работа. Такое деление очень относительно, ибо нет чисто физической и чисто умственной работы. Можно говорить лишь о преобладании умственной или физической работы. “... Как бы различны не были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны — это функции человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и ее формы, по существу, есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д. ...” — К. Маркс.

Выполняя физическую работу, человек в той или иной степени загружен умственной деятельностью. По данным физиологов А. С. Егорова и В. П. Заградского, при уборке, мытье полов и вытирании пыли человек загружен умственной деятельностью всего на 0,9%, при работе на станке — на 25%, при управлении автомашиной в малонаселенных местах — на 35%, а при печатании на пишущей машине — на 73%.

По данным палеонтологии человек на Земле появился 1-2 млн. лет назад и на протяжении всего существовании должен был заниматься физическим трудом. И. М Сеченов писал: “Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение”. На мышечные сокращения человек тратит самое большое количество энергии, значительно больше, чем животное (например, в 4 раза больше, чем лошадь).

Функциональная активность организма человека и животного характеризуется различными двигательными актами. Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают сокращения сердца, передвижение тела в пространстве - локомоцию - и другие движения: движения глазных яблок, глотание, дыхательные движения, а также двигательный компонент речи, мимики.

Гладкие мышцы входят в состав стенок сосудов, бронхов, мочевого и желчного пузырей, мочеточников, и обеспечивают сократительную способность внутренних органов.

Развитие организма и поддержание связи с окружающей средой невозможны без вышеназванных форм двигательной активности, функция которых осуществляется при постоянном взаимодействии с вегетативными центрами.

Особенно большое влияние на развитие функции мышц оказывают силы гравитации и инерции, которые мышцы постоянно преодолевают. Газообмен, температурные колебания, превращения пищевых веществ также характеризуют взаимосвязь организма с окружающей средой и лежат в основе энергетики и динамики мышечного сокращения. Таким образом, двигательная активность на всех уровнях жизнедеятельности — это условие существования организма.

Остановимся лишь на одном из проявлений двигательной активности — физической деятельности организма.

Изучение физических нагрузок, обусловленных профессиональной деятельностью, их влияние на функциональное состояние и работоспособность человека необходимо для разработки рациональной организации режима труда и отдыха, для обеспечения количественной и качественной адекватности питания людей различных профессий для повышения работоспособности человека, эффективности и производительности труда.

Под физической нагрузкой понимается величина и интенсивность мышечной работы человека, связанной с трудовой деятельностью, хозяйственно-бытовой работой, с физической культурой, спортом и т.д (рис. 9.1.)

Изучение физических нагрузок важно и необходимо в связи с тем, что от двигательной деятельности организма зависит развитие органов чувств (анализаторов) и эмоциональное напряжение. На протяжении длительной эволюции мышечное напряжение и эмоциональное обязательно сопутствовали друг другу. Например, сигнал опасности (встреча с хищником) вызывал отрицательные эмоции (страх) и необходимость двигательных реакций для спасения (убежать, спрятаться), встреча с мелкими зверями (источниками питания) вызывала положительные эмоции и понимание возможности догнать и поймать их.

Эмоции значительно усиливают мышечную активность. В состоянии аффекта (гнев, страх) человек может совершить такую мышечную работу, с которой он в обычных условиях ни за что бы не справился.

Физическая деятельность человека слагается из статической и динамической работы:

Статическая работа или статическое усилие представляет собой деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его частей, а также удержания какого-либо груза. Мышцы при этом сокращаются в изометрическом режиме, т. е. без изменения длины.

Вы здесь: Главная Медицина Физиология человека Физиология человека (часть 6)