Физиология человека (часть 6)
- Физиология человека (часть 6)
- НЕПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЧЕНИ
- ОБМЕН ЭНЕРГИИ
- Энергия основного обмена
- Питание
- ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
- Механизмы потери тепла
- Потоотделение
- Два механизма терморегуляции
- ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОВЕДЕНИЕ)
- Психическая деятельность
- Бодрствование и сон
- Первый блок мозга
- Инстинкт
- Условные рефлексы
- Ориентировочные рефлексы
- Фиксация временных связей
- Образование условных рефлексов
- Генетическая теория
- Сущность генетической теории Хидена
- посттетаническая потенциация
- ДИНАМИКА УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Иррадиация и концентрация
- Синтетическая деятельность
- Аналитическая деятельность
- Безусловное торможение
- Безусловное торможение
- Условный тормоз
- УЧЕНИЕ О СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
- Первая и вторая сигнальные системы
- Особенности высшей нервной деятельност
- Функция речи
- Типы ВНД
- СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА
- МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИИ
- Эмоции могут классифицироваться
- Теории эмоциональных состояний
- гипоталамус
- Гипофизарно-надпочечниковая система
- Значение эмоций
- ФИЗИОЛОГИЯ СНА
- виды сна
- Фаза медленного сна
- Теории сна
- Нервная теория (Жуве)
- Сновидения
- Характер сновидени
- Искусственный сон
- ФИЗИОЛОГИЯ РЕЦЕПЦИИ
- Механизм возбуждения рецепторов
- Кодирование информации в ЦНС
- Кожная рецепция
- Ноцицепция
- Рецепция боли
- Проводники боли
- Центральные механизмы болевого ощущения
- Антиноцицептивная система
- Биологически активные токи
- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Статическая работа
- Динамическая работа
- Формирование двигательного навыка
- Систематические занятия спортом улучшают
1. Они создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне эмоций выполняются более легко. Установлена даже прямая зависимость между степенью эмоционального напряжения и степенью выполняемой потребности. Причем, эмоции позволяют не просто способствовать выполнению потребностей, а оценивать ее мозгом в перспективе (человек покупает машину не для того, чтобы она стояла в гараже, а чтобы использовать ее для своих нужд). Из этого вытекает, что эмоция — это средство оценки биологических и социальных потребностей, побуждающей в последующем человека к целенаправленной деятельности. Однако, было бы неправильно отождествлять потребности и эмоции потому, что одна и та же эмоция может возникать по поводу разных потребностей. И далее, известно, что выполнение потребностей не всегда сопровождается эмоциональным состоянием.
2. Эмоции играют большую роль в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Это фактически фермент, без которого нет творчества. По этому поводу академик Симонов пишет: “… Эмоциональное возбуждение играет важную роль в преодолении консерватизма, стереотипных реакций. …”. Это одно из важнейших средств прогнозировать события. Эмоции дают возможность извлечь больше информации из событий, которые в обычных условиях являются малозначительными. Однако следует помнить, что есть немало ученых, которые продуктивно работают без значительных эмоциональных напряжений, а в некоторых случаях они даже создают определенные трудности в умственной деятельности, что зависит, наверное, от индивидуальных свойств НС человека.
3. Эмоции играют большую роль в процессе усвоения информации (запоминания). В ЦНС есть эмоциональная система памяти. На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и надолго. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь (удачно поставленный спектакль с участием выдающихся артистов, содержательная и удачно поставленная кинолента, художественно и жизненно написанный роман, трагические и счастливые жизненные ситуации и др.).
4. Большое значение имеют эмоции в формировании волевых реакций организма. (рефлекс свободы по И. П. Павлову). С одной стороны, эмоции способствуют воспитанию волевых качеств человека, с другой стороны — препятствуют чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и тем самым способствуют удержанию их на определенном уровне.
5. Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. П. К. Анохин считал, что эмоционально окрашенная беседа или прочитанная лекция всегда с большей теплотой и благодарностью оценивается людьми.
6. Эмоция является средством быстрой оценки повреждающих организм факторов и тем самым рассматривается как защитное явление. Например, боль позволяет больному занять более безболезненное положение и тем самым обеспечивает лучшую выживаемость организма.
7. Эмоции придают жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и др.
8. Огромное значение имеют эмоции и в поведенческой деятельности организма и приспособлении его к меняющимся условиям окружающей среды. При этом имеют значение как положительные, так и отрицательные эмоции. Одними положительными эмоциональными состояниями не сохранишь организм в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Так, отрицательные эмоции имеют определенное защитное значение, они позволяют человеку избавиться от не желаемого конфликта, уберечь себя от стрессовых ситуаций. Самое главное, чтобы, отрицательные эмоции не переходили в устойчивую форму и не приводили к эмоциональным стрессам. И далее, при определенных ситуациях отрицательные эмоции могут переходить в положительные, в частности, если риск оправдывает себя.