Физиология человека (часть 6)

Теории эмоциональных состояний.

1. Рефлекторная или периферическая теория Джеймса. Сущность этой теории заключается в том, что возбуждение, возникающее в определенных центрах при эмоциональном состоянии, вызывает соответствующие изменения в различных периферических органах, что вызывает определенные ощущения, характерные для данного эмоционального состояния.

2. Теория Барда. Автор этой теории связывает эмоциональные состояния с изменением в соответствующих нервных центрах, основная роль которых придается промежуточному мозгу.

3. Теория Кеннона. Она рассматривает эмоции как своеобразную адаптационную реакцию со всеми характерными для этого состояния изменениями в организме. При этом основное значение придается адренэргической системе. Из этой теории следует, что эмоция необходима для сохранения целостности организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.

4. Биологическая теория П. К. Анохина. Согласно этой теории эмоции рассматриваются с позиции функциональных систем. По мнению П. К. Анохина, эмоция начинается с афферентного синтеза и заканчивается оценкой результата, который концентрируется в акцепторе действия. Согласно этой теории, стимулы, организующие эмоциональное состояние, адресуются определенным центральным структурам, которые изменяют деятельность внутренних органов. От этих периферических органов поступают импульсы в соответствующие центры, в которых формируется интегрированное возбуждение. Центры, в свою очередь, формируют импульсацию к мышцам, сосудам, сердцу, органам дыхания и др., вызывая изменение их функционального состояния, что и определяет характер эмоции. Эмоции по П. К. .Анохину — это результат встречи исходного возбуждения в ЦНС и потока вторичных афферентных импульсов от внутренних органов в нервные центры.

5. Информационная теория Симонова. Согласно этой теории эмоция возникает как следствие особого взаимоотношения между наличной и требуемой информацией, которая имеет место при выполнении определенной потребности. Причем, если наличная информация больше требуемой, то возникает положительная эмоция, если меньше — отрицательная, так как потребность не выполняется. “Во всех случаях, когда наблюдается отрицательная эмоция, цель потребности не совпадает с полученным результатом" (Симонов). Если же наличная информация отвечает требуемой — эмоция не развивается. Автор информационной теории предлагает использовать формулу эмоционального состояния: Э=П*(Ин — Ит), где П — потребность, Ин — информация наличная, Ит — информация требуемая.

6. Теория Г. И. Косицкого. Автор этой теории эмоций считает, что для выполнения потребности (цели) недостаточно одной информации, для этого необходимы еще время и энергия. Поэтому в формулу Симонова вводятся эти параметры: СН=П*(Ин*Эн*Вн — Ис*Эс*Вс), где Сн — степень напряжения, П — потребность (цель), Ин — информация необходимая, Эн — энергия необходимая, Вн — время необходимое, Ис — информация существующая, Эс — энергия существующая, Вс — время существующее. По Косицкому различают четыре степени напряжения: I) первая стадия — стадия повышенной работоспособности — характеризуется повышенной работоспособностью, увеличением функции многих органов и систем, обеспечивающих удовлетворение потребности (положительная эмоция); II) вторая стадия — стеническая стадия — это стадия мобилизация сил и средств для выполнения потребности, имеющихся сил и средств недостаточно, что приводит к развитию стенической отрицательной эмоции (гнев, негодование и др.); III) третья стадия — астеническая стадия — развивается как следствие дефицита информации, энергии и времени (страх, ужас). В этом случае наступает резкое снижение работоспособности и энергетических трат (подкашиваются ноги, опускаются руки и т.д.); IV) четвертая — невротическая стадия — приводит в случае ее наступления к развитию невроза.

Физиологическую основу эмоций высших животных и человека представляет деятельность специализированного нервного аппарата, который компенсирует, по Симонову, дефицит информации для организации действия по удовлетворению существующей потребности. В этот нервный аппарат входят многочисленные нервные структуры, из которых основное значение имеет лимбическая система и особенно, гипоталамическая область, а также ретикулярная формация среднего мозга, теменно-височно-затылочная и лобная кора головного мозга. Доказать участие различных отделов ЦНС в эмоциональных реакциях не представляет труда, для этого животным вживляются в определенные структуры мозга электроды, через которые производят электрическую стимуляцию.

Вы здесь: Главная Медицина Физиология человека Физиология человека (часть 6)