link4292 link4293 link4294 link4295 link4296 link4297 link4298 link4299 link4300 link4301 link4302 link4303 link4304 link4305 link4306 link4307 link4308 link4309 link4310 link4311 link4312 link4313 link4314 link4315 link4316 link4317 link4318 link4319 link4320 link4321 link4322 link4323 link4324 link4325 link4326 link4327 link4328 link4329 link4330 link4331 link4332 link4333 link4334 link4335 link4336 link4337 link4338 link4339 link4340 link4341 link4342 link4343 link4344 link4345 link4346 link4347 link4348 link4349 link4350 link4351 link4352 link4353 link4354 link4355 link4356 link4357 link4358 link4359 link4360 link4361 link4362 link4363 link4364 link4365 link4366 link4367 link4368 link4369 link4370 link4371 link4372 link4373 link4374 link4375 link4376 link4377 link4378 link4379 link4380 link4381 link4382 link4383 link4384 link4385 link4386 link4387 link4388 link4389 link4390 link4391 link4392 link4393 link4394 link4395 link4396 link4397 link4398 link4399 link4400 link4401 link4402 link4403 link4404 link4405 link4406 link4407 link4408 link4409 link4410 link4411 link4412 link4413 link4414 link4415 link4416 link4417 link4418 link4419 link4420 link4421 link4422 link4423 link4424 link4425 link4426 link4427 link4428 link4429 link4430 link4431 link4432 link4433 link4434 link4435 link4436 link4437 link4438 link4439

Психология коммуникации — Общение как интеракция (взаимодействие)

Общение как интеракция (взаимодействие)

 

Интеракция — взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.

Интерактивные теории:

1. Дж. Хоманс — Теория обмена

В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.

В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:

§ если вознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать свои усилия на взаимодействие. Активность партнера

§ если цель близка, то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип

§ если вознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готов затрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.

2. Дж. Мид, Г. Блумэр — Теория символического интеракционализма

В процессе взаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных и невербальных)

3. Э. Гофман — Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)

Взаимодействие представляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:

clip_image001[4] партнеры (выполняют определенные роли)

clip_image001[5] декорации (ситуация взаимодействия)

Партнеры воздействуют друг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минут коммуникации. В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощью сформированного впечатления

4) З.Фрейд — Психоаналитическая теория

При взаимодействии с партнером, который старше по возрасту или положению, а также значимее их важным для субъекта качеством, главный субъект регрессирует — уходит на более примитивные уровни поведения. Это проявляется следующим образом:

- выстраивание взаимоотношений по формуле «объект-субъект»

- неспособность самостоятельно принять решение

- подавленность в вербальных и невербальных средствах коммуникации

- астеническое состояние (отрицательные чувства)

Это происходит с теми, кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением с такими партнерами.

Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):

Избегание — пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.

- физический уход

- психологический уход (не высказывание своей точки зрения и т.д.)

Оправдано:

1. Цель взаимодействия для человека не очень важна

2. Недостаточно сил для достижения цели

Приспособление — пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:

1, 2. –‘’–

3. Важнее сохранить хорошие отношения с партнером

Сотрудничество — активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.

Соперничество — активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнем случае.

Компромисс — активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:

1. нет резерва времени для сотрудничества

2. у партнеров различные силы и власть, а цель одна.

Интерактивные барьеры — психологические препятствия на пути эффективной организации взаимодействия.

1. барьеры несовместимых стратегий взаимодействия

2. барьеры несовместимых характеров из-за различий в темпераменте, характере, способностях, направленностях.

3. барьер «невроза» — партнер переживает стресс.


Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Психология коммуникации