Психология коммуникации — Общение как интеракция (взаимодействие)
- Психология коммуникации
- Формы коммуникативного действия
- Феноменологические характеристики коммуникации
- Типы коммуникаций
- Средства коммуникации
- Виды позиции и знаков при коммуникации
- Коммуникация как информационный процесс
- Коммуникативные барьеры
- Общение как интеракция (взаимодействие)
- Стресс как фактор затрудненной коммуникации
- Методы борьбы со стрессом
- Воздействие на партнера в процессе коммуникации
- Элементы внушения во время общения
- Факторы, влияющие на внушаемость
- Психология групп
- Массовидные явления
Интеракция — взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.
Интерактивные теории:
1. Дж. Хоманс — Теория обмена
В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.
В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:
§ если вознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать свои усилия на взаимодействие. Активность партнера
§ если цель близка, то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип
§ если вознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готов затрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.
2. Дж. Мид, Г. Блумэр — Теория символического интеракционализма
В процессе взаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных и невербальных)
3. Э. Гофман — Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)
Взаимодействие представляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:
партнеры (выполняют определенные роли)
декорации (ситуация взаимодействия)
Партнеры воздействуют друг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минут коммуникации. В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощью сформированного впечатления
4) З.Фрейд — Психоаналитическая теория
При взаимодействии с партнером, который старше по возрасту или положению, а также значимее их важным для субъекта качеством, главный субъект регрессирует — уходит на более примитивные уровни поведения. Это проявляется следующим образом:
- выстраивание взаимоотношений по формуле «объект-субъект»
- неспособность самостоятельно принять решение
- подавленность в вербальных и невербальных средствах коммуникации
- астеническое состояние (отрицательные чувства)
Это происходит с теми, кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением с такими партнерами.
Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):
Избегание — пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.
- физический уход
- психологический уход (не высказывание своей точки зрения и т.д.)
Оправдано:
1. Цель взаимодействия для человека не очень важна
2. Недостаточно сил для достижения цели
Приспособление — пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:
1, 2. –‘’–
3. Важнее сохранить хорошие отношения с партнером
Сотрудничество — активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.
Соперничество — активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнем случае.
Компромисс — активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:
1. нет резерва времени для сотрудничества
2. у партнеров различные силы и власть, а цель одна.
Интерактивные барьеры — психологические препятствия на пути эффективной организации взаимодействия.
1. барьеры несовместимых стратегий взаимодействия
2. барьеры несовместимых характеров из-за различий в темпераменте, характере, способностях, направленностях.
3. барьер «невроза» — партнер переживает стресс.