Психология коммуникации — Типы коммуникаций
- Психология коммуникации
- Формы коммуникативного действия
- Феноменологические характеристики коммуникации
- Типы коммуникаций
- Средства коммуникации
- Виды позиции и знаков при коммуникации
- Коммуникация как информационный процесс
- Коммуникативные барьеры
- Общение как интеракция (взаимодействие)
- Стресс как фактор затрудненной коммуникации
- Методы борьбы со стрессом
- Воздействие на партнера в процессе коммуникации
- Элементы внушения во время общения
- Факторы, влияющие на внушаемость
- Психология групп
- Массовидные явления
1. императивная коммуникация [S => O]
Предполагает одностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этого объекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений, поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает о цели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.
2. манипулятивная коммуникация [S => O]
Одностороннее воздействие на объект с целью достижения субъектом собственных интересов за счет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данного воздействия.
Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.
а) «диктатор». Основная техника — приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависит все
б) «тряпка». Основная техника — инвалидизация себя
в) «калькулятор». Основная техника — контроль и перепроверка всех и вся
г) «прилипала». Основная техника — преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертва всего
д) «хулиган». Основная техника — угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость
е) «славный парень». Основная техника — преувеличенная забота внимательность, любовь
ж) «судья». Основная техника — высказывание оценочных суждений, повышенная критичность. Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.
з) «защитник». Основная техника — инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.
Основной прием работы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.
3. диалогическая коммуникация [S S]
Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.