Психология коммуникации — Формы коммуникативного действия
- Психология коммуникации
- Формы коммуникативного действия
- Феноменологические характеристики коммуникации
- Типы коммуникаций
- Средства коммуникации
- Виды позиции и знаков при коммуникации
- Коммуникация как информационный процесс
- Коммуникативные барьеры
- Общение как интеракция (взаимодействие)
- Стресс как фактор затрудненной коммуникации
- Методы борьбы со стрессом
- Воздействие на партнера в процессе коммуникации
- Элементы внушения во время общения
- Факторы, влияющие на внушаемость
- Психология групп
- Массовидные явления
(по А.А. Бадлееву)
Л — личность
Лс — личность с официальным статусом
2 вида статуса:
1.социальный статус — обозначает принадлежность человека к социальной группе
2.официальный статус — действует только при выполнении человеком своей профессиональной деятельности
Три формы коммуникативного действия:
1. межличностное (интимное) взаимодействие — форма взаимодействия между партнерами, не обладающими официальными статусами. Действует в трех системах отношений: в системах супружеских, родительско-детских и дружеско-приятельских отношений. [Л Л]
Главная психологическая характеристика — избирательность, которая подразумевает свободу выбора партнера по взаимодействию, места, времени, продолжительности и темы взаимодействия, поведения в процессе взаимодействия.
2. профессиональное взаимодействие — взаимодействие между партнерами, один из которых обладает официальным статусом. Эта форма действует на институционально-личном уровне, который предполагает, что с одной стороны в процессе участвует партнер, выполняющий обязанности, а с другой стороны личность без официального статуса. [Л Лс]
3. деловое взаимодействие — взаимодействие между партнерами, обладающими официальными статусами. Действует на официально-формализованном уровне, который предполагает, что с одной стороны взаимодействие происходит между официальными партнерами, а с другой стороны система их отношений формализована. Действует в системе производственных отношений, системе педагогического взаимодействия (как по вертикали, так и по горизонтали) [Лс Лс]
Психологические особенности коммуникации.
1) Формирование социальных установок у главного субъекта взаимодействия. Дмитрий Узнадзе: установка — это готовность действовать определенным образом. Чтобы коммуникация была эффективной, надо чтобы таких установок было три. Первая — направленность на партнера — предполагает полное включение в процесс взаимодействия при одновременном отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний. Вторая — принятие партнера как личности — предполагает безусловное и безоценочное восприятие партнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям, точкам зрения, интересам и т.д. Третья — направленность на сотрудничество — предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.
2) Создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо учитывать актуальные потребности партнера:
1. Потребность в самовыражении и достижении понимания (виды активного слушания: нерефлексивное — активное молчание с использованием невербальных средств коммуникации и рефлексивное — активная речевая деятельность с использованием вопросов и т.д.)
2. Потребность в эмоциональном понимании (для удовлетворения этой потребности используется механизм эмпатии. Эмпатия — это способность и умения сочувствовать и сопереживать другому, а также способность понимать чувства другого)
3. Потребность в признании личности
3) В основе коммуникации находится субъект-субъектная система взаимодействия, которая предполагает активность партнеров, взаимное влияние и воздействие друг на друга, а также совместную деятельность в процессе коммуникации. S-S’ (S — ведущий, главный субъект коммуникации, S’ — ведомый субъект коммуникации)