Психология коммуникации — Психология групп
- Психология коммуникации
- Формы коммуникативного действия
- Феноменологические характеристики коммуникации
- Типы коммуникаций
- Средства коммуникации
- Виды позиции и знаков при коммуникации
- Коммуникация как информационный процесс
- Коммуникативные барьеры
- Общение как интеракция (взаимодействие)
- Стресс как фактор затрудненной коммуникации
- Методы борьбы со стрессом
- Воздействие на партнера в процессе коммуникации
- Элементы внушения во время общения
- Факторы, влияющие на внушаемость
- Психология групп
- Массовидные явления
Малые группы (МГ)
МГ — немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.
Размер МГ: нижняя граница — 2-3 члена, верхняя граница — количество членов группы, которые функционально способны выполнить стоящие перед группой задачи.
Виды МГ:
§ лабораторные — специально созданные для проведения экспериментов;
§ естественные — в реальных жизненных ситуациях
§ организованные — наличие документа, регламентирующего деятельность группы и наличие руководителя как официального лица;
§ спонтанные
§ открытые — степень открытости и доступности группы влиянию внешней социальной среды и общества;
§ закрытые
§ стационарные — продолжительность существования больше года;
§ временные — лабораторные, экспериментальные
§ группа членства — по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей — индивид находится в группе формально;
§ референтные группы — по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей — значимая группа
Характеристики группы
1. Композиция — состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).
Групповые структуры
2. Социометрическая структура — совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповых межличностных предпочтений.
Статусы:
I. Звезда — только одни предпочтения (+)
II. Высокостатусные — система предпочтения больше, чем система отв-я (+>-)
III. Изолированные (+;- = 0)
IV. Низкостатусные (-<+)
V. Изгой (-)
3. Коммуникативная структура — совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.
Типы коммуникативных сетей:
> Централизованная — в центе информационных потоков — коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.
Виды передачи информации в коммуникационной сети:
- фронтальный вид — здесь и сейчас
- иерархический вид — два и более уровне соподчинения членов группы
> Децентрализованная — у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.
Виды:
- цепной
- круговой
4. Структура социальной власти – это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу.
Формы социальной власти:
- руководство — влияние социально зафиксировано, формальной природы.
- лидерство — спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.
Типы лидеров:
ª по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип
ª по стилю воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный
ª по характеру деятельности: ситуативный, универсальный.
Групповые процессы
5. Групповая сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.
Факторы, влияющий на групповую сплоченность:
1. Эмоциональная привлекательность членов группы
2. Сходство членов группы между собой (возраст, социальное положение, национальность, сходство в ценностных ориентациях)
3. Особенности групповых целей (цель должна быть понятна каждому члену группы)
4. Групповая цель должна отвечать потребностям
5. Удовлетворенность группой и своим положением в ней
6. Процесс группового давления (конформизм)
- психологическая характеристика позиции индивида относительно мнения группы.
Три вида конформности:
1. Внешняя конформность — позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.
2. Внутренняя конформность — индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.
3. Негативизм (конформизм наизнанку) — индивид активно противостоит группе, отстаивая свою позицию, тем самым становится привязанным к мнению группы.
7. Групповое решение — выработка общих подходов и мнений по различным актуальным и принципиальным вопросам группы.
Элементы групповых решений:
1. групповая задача:
§ простые — сложные (несколько фаз)
§ конъюктивные (кооперация членов группы) — дизъюктивные (индивидуальные решения)
§ продукционные (новые творческие идеи) — дискуссионные
2. «сдвиг риска» — в процессе обсуждения и дальнейшего принятия группового решения группа склонна принять более рискованное решение в отличие от индивида.
3. групповая поляризация — в процессе обсуждения члены группы высказывают различные мнений, которые в дальнейшем группируются по полюсам.
Характеристики, определяющие положение в личности в группе
Групповые ожидания
1. Групповые нормы — правила, законы и принципы, выработанные группой и регламентирующие поведение и деятельность индивидов в группе. Групповые нормы опираются на групповые ценности.
2. Групповые санкции — система мер контроля и регуляции индивидов в группе.
Позитивные санкции: похвала, материальное вознаграждение.
Негативные санкции: невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкоты, исключение из группы
Социально-психологические характеристики личности в группе
1. Статус — совокупность задаваемых индивиду психологических характеристик, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы.
2. Позиция — выражение отношения индивида к статусу и к тому, что ему приписывает статус (права и обязанности): положительная, негативная, равнодушная.
3. Роль — функции, с помощью которых личность реализует свой статус.
Большие группы (БГ)
- группа, функционирующая по какому-либо признаку.
Виды БГ:
1. В зависимости от контактности:
- реальные (образуют социальную общность и включают в себя значительное количество людей; контакт между членами группы многоступенчатый и опосредованный)
- условные (выделяются на основе значимых для исслед. признаков, члены группы между собой не контактируют)
2. В зависимости от времени существования:
- стихийные группы (кратковременные, случайно возникшие)
- устойчивые группы (длительно существуют и исторически обусловлены — этнические, профессиональные, социальные)
3. В зависимости от природы:
- социальны слои
- территориально-региональные
- группы-организации (политические, общественные организации)