Психология коммуникации — Психология групп

Психология групп

 

 

Малые группы (МГ)

МГ — немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.

Размер МГ: нижняя граница — 2-3 члена, верхняя граница — количество членов группы, которые функционально способны выполнить стоящие перед группой задачи.

Виды МГ:

§ лабораторные — специально созданные для проведения экспериментов;

§ естественные — в реальных жизненных ситуациях

§ организованные — наличие документа, регламентирующего деятельность группы и наличие руководителя как официального лица;

§ спонтанные

§ открытые — степень открытости и доступности группы влиянию внешней социальной среды и общества;

§ закрытые

§ стационарные — продолжительность существования больше года;

§ временные — лабораторные, экспериментальные

§ группа членства — по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей — индивид находится в группе формально;

§ референтные группы — по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей — значимая группа


 

 

Характеристики группы

1. Композиция — состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).

Групповые структуры

2. Социометрическая структура — совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповых межличностных предпочтений.

Статусы:

I. Звезда — только одни предпочтения (+)

II. Высокостатусные — система предпочтения больше, чем система отв-я (+>-)

III. Изолированные (+;- = 0)

IV. Низкостатусные (-<+)

V. Изгой (-)

3. Коммуникативная структура — совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.

Типы коммуникативных сетей:

> Централизованная — в центе информационных потоков — коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.

Виды передачи информации в коммуникационной сети:

- фронтальный вид — здесь и сейчас

- иерархический вид — два и более уровне соподчинения членов группы

> Децентрализованная — у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.

Виды:

- цепной

- круговой

4. Структура социальной власти – это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу.

Формы социальной власти:

- руководство — влияние социально зафиксировано, формальной природы.

- лидерство — спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.

Типы лидеров:

ª по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип

ª по стилю воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный

ª по характеру деятельности: ситуативный, универсальный.

Групповые процессы

5. Групповая сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Факторы, влияющий на групповую сплоченность:

1. Эмоциональная привлекательность членов группы

2. Сходство членов группы между собой (возраст, социальное положение, национальность, сходство в ценностных ориентациях)

3. Особенности групповых целей (цель должна быть понятна каждому члену группы)

4. Групповая цель должна отвечать потребностям

5. Удовлетворенность группой и своим положением в ней

6. Процесс группового давления (конформизм)

- психологическая характеристика позиции индивида относительно мнения группы.

Три вида конформности:

1. Внешняя конформность — позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.

2. Внутренняя конформность — индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.

3. Негативизм (конформизм наизнанку) — индивид активно противостоит группе, отстаивая свою позицию, тем самым становится привязанным к мнению группы.

7. Групповое решение — выработка общих подходов и мнений по различным актуальным и принципиальным вопросам группы.

Элементы групповых решений:

1. групповая задача:

§ простые — сложные (несколько фаз)

§ конъюктивные (кооперация членов группы) — дизъюктивные (индивидуальные решения)

§ продукционные (новые творческие идеи) — дискуссионные

2. «сдвиг риска» — в процессе обсуждения и дальнейшего принятия группового решения группа склонна принять более рискованное решение в отличие от индивида.

3. групповая поляризация — в процессе обсуждения члены группы высказывают различные мнений, которые в дальнейшем группируются по полюсам.

Характеристики, определяющие положение в личности в группе

Групповые ожидания

1. Групповые нормы — правила, законы и принципы, выработанные группой и регламентирующие поведение и деятельность индивидов в группе. Групповые нормы опираются на групповые ценности.

2. Групповые санкции — система мер контроля и регуляции индивидов в группе.

Позитивные санкции: похвала, материальное вознаграждение.

Негативные санкции: невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкоты, исключение из группы

Социально-психологические характеристики личности в группе

1. Статус — совокупность задаваемых индивиду психологических характеристик, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы.

2. Позиция — выражение отношения индивида к статусу и к тому, что ему приписывает статус (права и обязанности): положительная, негативная, равнодушная.

3. Роль — функции, с помощью которых личность реализует свой статус.

Большие группы (БГ)

- группа, функционирующая по какому-либо признаку.

Виды БГ:

1. В зависимости от контактности:

- реальные (образуют социальную общность и включают в себя значительное количество людей; контакт между членами группы многоступенчатый и опосредованный)

- условные (выделяются на основе значимых для исслед. признаков, члены группы между собой не контактируют)

2. В зависимости от времени существования:

- стихийные группы (кратковременные, случайно возникшие)

- устойчивые группы (длительно существуют и исторически обусловлены — этнические, профессиональные, социальные)

3. В зависимости от природы:

- социальны слои

- территориально-региональные

- группы-организации (политические, общественные организации)


Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Психология коммуникации