Психология коммуникации — Коммуникация как информационный процесс
- Психология коммуникации
- Формы коммуникативного действия
- Феноменологические характеристики коммуникации
- Типы коммуникаций
- Средства коммуникации
- Виды позиции и знаков при коммуникации
- Коммуникация как информационный процесс
- Коммуникативные барьеры
- Общение как интеракция (взаимодействие)
- Стресс как фактор затрудненной коммуникации
- Методы борьбы со стрессом
- Воздействие на партнера в процессе коммуникации
- Элементы внушения во время общения
- Факторы, влияющие на внушаемость
- Психология групп
- Массовидные явления
Коммуникация — процесс взаимного обмена информацией между партнерами. Коммуникация как информационный процесс имеет ряд психологических особенностей:
1) Наличие у партнеров ролей
o коммуникатор — передает информацию
o реципиент — принимает информацию
2) Динамика смены ролей, т.е. роли не статичны, для эффективной коммуникации должна быть смена ролей
3) Наличие единой системы кодификации и декодификации — коммуникатор, кодифицируя свои мысли, должен использовать язык, который будет понятен реципиенту.
4) Потеря и искажение информации
± задумано — 100%
± высказано — 80% (забыл, не все можно сказать словами, передумал говорить, отвлекся и т.д.)
± выслушано — 60% (не расслышал, отвлекся, физиологические особенности, было неинтересно и т.д.)
± принято — 50%
± осталось в памяти — 25%
Затем реципиент становится коммуникатором, а 25% становятся снова 100% и т.д.
Это и есть механизм формирования сплетен и слухов.
Существует 2 правила для создания устной информации:
1. (при передаче информации через посредников) Передавать информацию нужно по принципу «здесь и сейчас», т.е. конкретному адресату, не через посредников
2. при получении информации не от источника полностью доверять ей нельзя
5) Использование техник эффективного слушания
рефлексивное и нерефлексивное слушание
6) Использование обратной связи — это механизм получения информации от партнера.
Формы обратной связи:
вербальная — невербальная
оценочная — описательная (безоценочная)
позитивная — негативная
абстрактная (по мнению большинства, как считают ученые и т.д.) — конкретная (персонифицированная)
Пути передачи обратной связи:
прямой путь — вербальные средства
косвенный путь — невербальные средства