Психология коммуникации
- Психология коммуникации
- Формы коммуникативного действия
- Феноменологические характеристики коммуникации
- Типы коммуникаций
- Средства коммуникации
- Виды позиции и знаков при коммуникации
- Коммуникация как информационный процесс
- Коммуникативные барьеры
- Общение как интеракция (взаимодействие)
- Стресс как фактор затрудненной коммуникации
- Методы борьбы со стрессом
- Воздействие на партнера в процессе коммуникации
- Элементы внушения во время общения
- Факторы, влияющие на внушаемость
- Психология групп
- Массовидные явления
Понятие коммуникации. Психологические особенности коммуникации
Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая — люди, чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая — люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные, иррациональные).
5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация. Основа классификации — место расположения души.
По социальному статусу:
1. Если душа расположена в области разума, то философ.
2. Если душа расположена в области сердца, то воин.
3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то ремесленники.
По этническому признаку:
1. Если душа расположена в области разума, то греки.
2. Если душа расположена в области сердца, то северные варвары.
3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то южане.
4 век до н.э. Аристотель: «отец психологии», т.к. он первый написал научный трактат «О душе». Душа — движущее начало. Выделяет несколько уровней развития души:
1) растительная душа — основная характеристика — ощущения;
2) животная душа — основные характеристики — память, восприятие, моторная деятельность;
3) человеческая душа — основные характеристики — мышление и стремление к развитию.
Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология».
1979 год — психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).
Конец 19 — начало 20 века — из психологии выделяются самостоятельные психологические отрасли:
1. общая психология — изучает общие закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;
2. возрастная психология — изучает изменения психики в различных периодах;
3. социальная психология — изучает особенности поведения и деятельности людей, связанные с включением человека в социальную группу;
4. клиническая психология — изучает особенности изменения психики в зависимости от различных заболеваний;
5. этническая психология — изучает особенности психики различных этнических групп;
6. психология половых различий — изучает различия в психике мужчин и женщин;
и т.д., в целом более 20 отраслей.
Психология коммуникаций — прикладная отрасль социальной психологии.
Методология делится на три общепринятых методологии:
1) общенаучная — методология философии;
2) специальная — методология конкретной науки (например, психологии);
3) частная — методология конкретной отрасли знания (например, социальной психологии).
Методология состоит из двух методологических аппаратов: концептуального аппарата (совокупность законов, принципов, категорий, рабочих понятий) и инструментальный аппарат (совокупность методов, методик и процедур исследования). Прикладная отрасль не имеет своей методологии и использует частную методологию отрасли знания.
Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в:
1) активном отражении субъектом объективной действительности;
2) построении субъектом неотчужденной от него картины отраженной действительности;
3) формировании на этой основе своего поведения и своей деятельности.
2. Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.
Коммуникация — это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность.