Психология коммуникации — Массовидные явления
- Психология коммуникации
- Формы коммуникативного действия
- Феноменологические характеристики коммуникации
- Типы коммуникаций
- Средства коммуникации
- Виды позиции и знаков при коммуникации
- Коммуникация как информационный процесс
- Коммуникативные барьеры
- Общение как интеракция (взаимодействие)
- Стресс как фактор затрудненной коммуникации
- Методы борьбы со стрессом
- Воздействие на партнера в процессе коммуникации
- Элементы внушения во время общения
- Факторы, влияющие на внушаемость
- Психология групп
- Массовидные явления
I. Общественное мнение (ОМ) — форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.
Функции:
- регулятивная
- оценочная
- воспитательная
- интегративная
Характеристики:
- оперативность
- гласность
- публичность выражения
- мобильность
- действенность
Этапы формирования ОМ:
1. формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)
2. обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками
две формы обмена:
- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)
- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей
3. оформление и закрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)
Виды ОМ:
- официальное ОМ — формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами
- неофициальное ОМ — формируется в процессе неформального общения
II. Общественное настроение (ОН) — преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.
ОН динамично, менее статично, чем ОМ.
Стадии изменения ОН (динамичность ОН):
- брожения
- поворот
- подъем
- затишье
- спад
Формы изменения ОН:
ü постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)
ü резкое изменение (нет стадии брожения — например, мода)
ü взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)
1. взрыв массового брожения и недовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политической почве)
2. взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)
3. взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)
III. Традиции — социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.
Функции:
- регуляция
- воспитание
- трансляция (передача культуры от поколения к поколению)
Характеристики традиции:
ü проявляется во всех сферах жизни
ü для формирования традиции необходим определенный исторический период времени
ü складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость
IV. Обычаи — исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.
Характеристики:
- унаследованный нормативный способ поведения
- общепринятость и массовость
- медленно изменяются и с трудом корректируются
- выполняются на бессознательном уровне
- формируются в результате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)
- неуклонное следование воспринятому из прошлого опыту
Функции:
ü трансляция культуры
Пути трансляции:
- от поколения к поколению в рамках конкретного общества
- от общества к обществу
- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации в обществе)
ü социальный контроль
ü социальная интеграция (происходит групповое сплочение)
Слухи и сплетни
Слухи — форма самовыражения общественного настроения и общественного мнения. В основе лежит недостоверная или искаженная информация, которая распространяется в устном виде при непосредственном общении. Возникает при отсутствии полной или достоверной информации.
Виды слухов (классификация):
1) по степени недостоверности:
- абсолютно недостоверные
- просто недостоверные
- относительно недостоверные
- близкие к достоверности
2) по эмоциональным характеристикам
- слух-желание (сильное эмоциональное желание, которое отражает потребности и ожидания аудитории)
- слух-пугало (в основе — негативные настроения и эмоциональные состояния)
- агрессивный слух (стимулирует агрессивное поведение общества)
- нелепые слухи (в основе — очевидная нелепость)
Сплетни — разновидность слухов, в основе — неточные, заведомо неверные сведения, ориентированные на популярных индивидуумов в обществе. Удовлетворяют потребность в дополнительной информации о жизни популярных людей.
Функции сплетен:
1) информационно-познавательная
2) аффилитативно(сближение)-интеграционная
3) развлекательно-игровая
4) протекционно-компенсаторная (проецирует вытесненные свойства и склонности сплетников и приписываются близкие им самим характеристики)
5) социальный контроль (социальный «тормоз»)
6) тактическая функция (сплетни как оружие в борьбе).
- << Назад
- Вперёд