Человек в городской культуре — Социальное научение
- Человек в городской культуре
- Город как территориальная общность
- Город как социальные общности
- Городская культура
- Типы ценностей
- Идея свободы выбора как основание городской культуры
- Зрелость городской культуры
- Городские процессы: эволюция, развитие, воспроизводство, социализация
- Социальное научение
- Урбанизация
- Процесс интеграции
- Городской образ жизни
- Дезурбанизация как этап урбанизации
- Управление городскими процессами
Социальное научение
Процесс “социального научения” или социализации направлен на освоение тех культурных норм (деятельностных, технологических, поведенческих и т.д.), которые актуальны в данном социуме и направлены на поддержание его устойчивости. Можно сказать, что процесс социализации стягивает, связывает городскую культуру и социум. При этом нормы не только осваиваются и реализуются горожанами, но и воспроизводятся, поддерживаются в городе как через постоянное легализованное подключение к городской культуре, так и через общение людей между собой. Социализация — “это освоение человеком норм, культуры, знаний, всего того, что определяет характер деятельности данного общества” .
При этом “человек — существо общественное, но он таким не рождается, он рождается только с определенными задатками, а все остальное получает в процессе включения в разные типы человеческих групп, в разные типы действия социальных норм.” Подключение к городской культуре может быть разным в различных типах городской среды и изменяться в них с течением времени, при этом подчиняясь тем закономерностям, по которым разворачивается процесс социализации.
И.С. Кон, расшифровывая социализацию через формирование личности, показывает изменение значимости норм и правил в различных исторических рамках. Для Европейского средневековья характерна регламентация всех сфер общественной и частной жизни, всему придается значение. В Европейских городах времен развития буржуазного общества нормы иные: регламентировано только значимое — достижение успеха, продвижение вверх. Коммуникация не столь важна, люди в большинстве случаев закрыты друг от друга. В Америке ХIХ века для социализации характерна направленность на индивидуализацию личности. Содержание стремлений горожан различно но характерна большая устойчивость жизненных целей. В Америке ХХ века нормы изменились: личность ориентирована на других. Нет устойчивых жизненных целей и идеалов, присутствует стремление к гармонии с окружающими, ориентация на то, чтобы быть похожими на них.
Процесс социализации или трансляции и освоения новых норм описан И.С. Коном через проблему “Я” и “маска” (личность и новые для неё нормы). Первоначальное разделение маски и личности освобождает от соблюдения новых или не принимаемых норм. Но разделение это относительно и зачастую непродолжительно. Транслируемый, “навязываемый” стиль поведения, норма становятся привычными. Маска становится настоящим лицом, собственным “Я”. Произошло освоение новой нормы.
Самоопределение социализированного человека предопределено готовыми нормами. В современном российском городе он вынужден жить по тем нормам, которые воспроизводятся в сложившейся городской среде. Его основная установка состоит в подчинении социальным предписаниям, которые он принимает.
При этом социализация в жизни человека повторяется много раз при смене им видов деятельности, социальных групп, пространства жизнедеятельности. Каждый раз проявляясь по-разному, используя разные механизмы она всегда остается процессом освоения человеком определенного комплекса ценностей, установок, норм поведения и деятельности.
Для реализации проекта необходим позиционер (назовем его культуртехником), который отбирает из культуры техники, приёмы, нормы деятельности, поведения (по заранее прописанным в проекте требованиям), конституирующие социум и поддерживающие его устойчивость.
Следующая позиция — организатора, который создает механизм реализации процесса или определенные структуры с соответствующими функциональными местами, необходимыми для запуска и поддержания социализации. Эта структура в нашей стране существует как пирамида, отдельные уровни которой иерархически связаны между собой. Вершину этой пирамиды и занимает организатор.
Механизм реализации процесса социализации (или соответствующая оргструктура), в функции которой входит организация трансляции норм в социум, включает два типа функциональных мест:
нормоконтроль - исполнение руководящих указаний заказчика по организации трансляции определеной нормы и разработка методических указаний, инструкций (о том, как организовать освоение нормы) для собственно трансляторов; кроме того в функциональные обязанности нормоконтролера входит отслеживание соответствия передаваемых норм с нормами, зафиксированными в директивных документах;
- трансляция норм, правил или организация, в соответствии с указаниями, полученными сверху, для людей ситуаций освоения норм через воспитание, подготовку, обучение, образование.
Позиция наблюдателя связана с отслеживанием хода процесса социализации, с выделением фактов, свидетельствующих о тенденциях сбоев в реализации идеи, а также с переводом знаний о фактах изменений в рекомендации ( оценка “тревожного сигнала” ).
Процесс социализации может проявляться в городской среде по-разному, в зависимости от того какой комплекс культурных норм транслируется, каким образом распределены функции между участниками и каким образом они связаны между собой. Кроме того, каждое из названных выше функциональных мест может иметь собственную структурную организацию, со своими функциональными местами и связями.