link888 link889 link890 link891 link892 link893 link894 link895 link896 link897 link898 link899 link900 link901 link902 link903 link904 link905 link906 link907 link908 link909 link910 link911 link912 link913 link914 link915 link916 link917 link918 link919 link920 link921 link922 link923 link924 link925 link926 link927 link928 link929 link930 link931 link932 link933 link934 link935 link936 link937 link938 link939 link940 link941 link942 link943 link944 link945 link946 link947 link948 link949 link950 link951 link952 link953 link954 link955 link956 link957 link958 link959 link960 link961 link962 link963 link964 link965 link966 link967 link968 link969 link970 link971 link972 link973 link974 link975 link976 link977 link978 link979 link980 link981 link982 link983 link984 link985 link986 link987 link988 link989 link990 link991 link992 link993 link994 link995 link996 link997 link998 link999 link1000 link1001 link1002 link1003 link1004 link1005 link1006 link1007 link1008 link1009 link1010 link1011 link1012 link1013 link1014 link1015 link1016 link1017 link1018 link1019 link1020 link1021 link1022 link1023 link1024 link1025 link1026 link1027 link1028 link1029 link1030 link1031 link1032 link1033 link1034 link1035

Человек в городской культуре — Социальное научение

Социальное научение

Процесс “социального научения” или социализации направлен на освоение тех культурных норм (деятельностных, технологических, поведенческих и т.д.), которые актуальны в данном социуме и направлены на поддержание его устойчивости. Можно сказать, что процесс социализации стягивает, связывает городскую культуру и социум. При этом нормы не только осваиваются и реализуются горожанами, но и воспроизводятся, поддерживаются в городе как через постоянное легализованное подключение к городской культуре, так и через общение людей между собой. Социализация — “это освоение человеком норм, культуры, знаний, всего того, что определяет характер деятельности данного общества” .

При этом “человек — существо общественное, но он таким не рождается, он рождается только с определенными задатками, а все остальное получает в процессе включения в разные типы человеческих групп, в разные типы действия социальных норм.” Подключение к городской культуре может быть разным в различных типах городской среды и изменяться в них с течением времени, при этом подчиняясь тем закономерностям, по которым разворачивается процесс социализации.

И.С. Кон, расшифровывая социализацию через формирование личности, показывает изменение значимости норм и правил в различных исторических рамках. Для Европейского средневековья характерна регламентация всех сфер общественной и частной жизни, всему придается значение. В Европейских городах времен развития буржуазного общества нормы иные: регламентировано только значимое — достижение успеха, продвижение вверх. Коммуникация не столь важна, люди в большинстве случаев закрыты друг от друга. В Америке ХIХ века для социализации характерна направленность на индивидуализацию личности. Содержание стремлений горожан различно но характерна большая устойчивость жизненных целей. В Америке ХХ века нормы изменились: личность ориентирована на других. Нет устойчивых жизненных целей и идеалов, присутствует стремление к гармонии с окружающими, ориентация на то, чтобы быть похожими на них.

Процесс социализации или трансляции и освоения новых норм описан И.С. Коном через проблему “Я” и “маска” (личность и новые для неё нормы). Первоначальное разделение маски и личности освобождает от соблюдения новых или не принимаемых норм. Но разделение это относительно и зачастую непродолжительно. Транслируемый, “навязываемый” стиль поведения, норма становятся привычными. Маска становится настоящим лицом, собственным “Я”. Произошло освоение новой нормы.

Самоопределение социализированного человека предопределено готовыми нормами. В современном российском городе он вынужден жить по тем нормам, которые воспроизводятся в сложившейся городской среде. Его основная установка состоит в подчинении социальным предписаниям, которые он принимает.

При этом социализация в жизни человека повторяется много раз при смене им видов деятельности, социальных групп, пространства жизнедеятельности. Каждый раз проявляясь по-разному, используя разные механизмы она всегда остается процессом освоения человеком определенного комплекса ценностей, установок, норм поведения и деятельности.

clip_image034






Для реализации проекта необходим позиционер (назовем его культуртехником), который отбирает из культуры техники, приёмы, нормы деятельности, поведения (по заранее прописанным в проекте требованиям), конституирующие социум и поддерживающие его устойчивость.

Следующая позиция — организатора, который создает механизм реализации процесса или определенные структуры с соответствующими функциональными местами, необходимыми для запуска и поддержания социализации. Эта структура в нашей стране существует как пирамида, отдельные уровни которой иерархически связаны между собой. Вершину этой пирамиды и занимает организатор.

Механизм реализации процесса социализации (или соответствующая оргструктура), в функции которой входит организация трансляции норм в социум, включает два типа функциональных мест:

нормоконтроль - исполнение руководящих указаний заказчика по организации трансляции определеной нормы и разработка методических указаний, инструкций (о том, как организовать освоение нормы) для собственно трансляторов; кроме того в функциональные обязанности нормоконтролера входит отслеживание соответствия передаваемых норм с нормами, зафиксированными в директивных документах;

- трансляция норм, правил или организация, в соответствии с указаниями, полученными сверху, для людей ситуаций освоения норм через воспитание, подготовку, обучение, образование.

Позиция наблюдателя связана с отслеживанием хода процесса социализации, с выделением фактов, свидетельствующих о тенденциях сбоев в реализации идеи, а также с переводом знаний о фактах изменений в рекомендации ( оценка “тревожного сигнала” ).

Процесс социализации может проявляться в городской среде по-разному, в зависимости от того какой комплекс культурных норм транслируется, каким образом распределены функции между участниками и каким образом они связаны между собой. Кроме того, каждое из названных выше функциональных мест может иметь собственную структурную организацию, со своими функциональными местами и связями.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Человек в городской культуре