Человек в городской культуре

Человек в городской культуре

В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона понятие «ГОРОД» трактуется следующим образом:

«(Urbs, Burg, Wick или Weich, Stadt, City, Cité) — это слово издревле обозначало поселение, искусственно укрепленное оградою или валом и рвом для защиты от неприятельских нападений. Г. служил убежищем на время опасности и для жителей соседних, незащищенных деревень (известия об этом встречаются в памятниках даже конца XV ст.). Кроме укреплений, Г. долго ничем существенно не отличался от окружавших его деревень; обыватели его наравне с сельскими жителями занимались хлебопашеством и скотоводством; название горожан отличало их от поселян только по месту их жительства.»

Действительно, под городом долгое время понималосьпоселение, в котором проживало определенное количество людей (свыше 5 тысяч), каковы бы ни были причины его возникновения. При этом и место, которое занимало поселение, и способы организации жизни его граждан обозначается одним и тем же словом: город.

Несомненно то, что в городах разных эпох, принадлежащих к разным этническим культурам, есть много отличий. Но то, что в них есть нечто общее и оно универсально.

Город — это центр генерации идей культуры и организующих идей. Горожане склонны к изобретению политических новаций, к согласованным действиям к их распространению и к применению. Только здесь идеи, а не просто сила, способны направлять жизнь. Сначала отдельных небольших социальных групп, затем всего города, а потом, их влияние выплёскивается за пределы города и управляет жизнью государства. Собственно и сам термин «политика» произошёл от слова «полис» — так назывались исключительно влиятельные самоуправляемые древнегреческие «города-государства».

Города порождают условия для сопоставления, обсуждения и осмысления идей управления общественной жизнью. Рефлексивная работа состоявшегося и планирование новых практик, их развития, может здесь осуществляться или публично, или в кругу ценителей — «элитарно». Она может быть обсуждена в узком кругу профессионалов и знатоков-теоретиков или реализована в заговорах или мятежах.

В греческих городах впервые созданы целостные концепции управления и самоуправления. Аристотель впервые инвентаризировал, нравственно квалифицировал и дал классификацию политическим формам государственного устройства. К наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), к наихудшим — тиранию, олигархию, охлократию. Греки-горожане впервые столкнулись на практике и осознали ущербность одномерной (моноконцептуальной) политики. Они поняли, что процветание культуры и общества зависит не от ума правителя (правителя-философа, мудреца) и не от его благих пожеланий. Общее благополучие и надёжное развитие общества зависит от гражданской зрелости людей, от их активности и согласия, от их терпимости к мнению сограждан, наконец, от многообразия мнений. От способности соблюдать законы и выполнять гражданский долг.

Понимание двойственности города даже в представлении учёных оформилось недавно (в прошлом веке). В результате произошло разделение значений этого понятия на: 1) географическое и 2) социокультурное (или урбанологическое). Вслед за тем стали очевидными и хорошо распознаваемыми свойства городской жизни и характеристики горожанина, выкристаллизовались те особые приметы, по которым можно отличить городского человека от человека «негородской» культуры.

Сегодня, говоря о городе, следует иметь ввиду не столько территорию, на которой проживает достаточно большое количество населения, не особые приемы застройки, а вполне определенный тип организации совместной жизни людей (горожан), особые способы взаимодействия внутри сообщества, объединенного местом проживания.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Человек в городской культуре