link5920 link5921 link5922 link5923 link5924 link5925 link5926 link5927 link5928 link5929 link5930 link5931 link5932 link5933 link5934 link5935 link5936 link5937 link5938 link5939 link5940 link5941 link5942 link5943 link5944 link5945 link5946 link5947 link5948 link5949 link5950 link5951 link5952 link5953 link5954 link5955 link5956 link5957 link5958 link5959 link5960 link5961 link5962 link5963 link5964 link5965 link5966 link5967 link5968 link5969 link5970 link5971 link5972 link5973 link5974 link5975 link5976 link5977 link5978 link5979 link5980 link5981 link5982 link5983 link5984 link5985 link5986 link5987 link5988 link5989 link5990 link5991 link5992 link5993 link5994 link5995 link5996 link5997 link5998 link5999 link6000 link6001 link6002 link6003 link6004 link6005 link6006 link6007 link6008 link6009 link6010 link6011 link6012 link6013 link6014 link6015 link6016 link6017 link6018 link6019 link6020 link6021 link6022 link6023 link6024 link6025 link6026 link6027 link6028 link6029 link6030 link6031 link6032 link6033 link6034 link6035 link6036 link6037 link6038 link6039 link6040 link6041 link6042 link6043 link6044 link6045 link6046 link6047 link6048 link6049 link6050 link6051 link6052 link6053 link6054 link6055 link6056 link6057 link6058 link6059 link6060 link6061 link6062 link6063 link6064 link6065 link6066 link6067

Человек в городской культуре

Человек в городской культуре

В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона понятие «ГОРОД» трактуется следующим образом:

«(Urbs, Burg, Wick или Weich, Stadt, City, Cité) — это слово издревле обозначало поселение, искусственно укрепленное оградою или валом и рвом для защиты от неприятельских нападений. Г. служил убежищем на время опасности и для жителей соседних, незащищенных деревень (известия об этом встречаются в памятниках даже конца XV ст.). Кроме укреплений, Г. долго ничем существенно не отличался от окружавших его деревень; обыватели его наравне с сельскими жителями занимались хлебопашеством и скотоводством; название горожан отличало их от поселян только по месту их жительства.»

Действительно, под городом долгое время понималосьпоселение, в котором проживало определенное количество людей (свыше 5 тысяч), каковы бы ни были причины его возникновения. При этом и место, которое занимало поселение, и способы организации жизни его граждан обозначается одним и тем же словом: город.

Несомненно то, что в городах разных эпох, принадлежащих к разным этническим культурам, есть много отличий. Но то, что в них есть нечто общее и оно универсально.

Город — это центр генерации идей культуры и организующих идей. Горожане склонны к изобретению политических новаций, к согласованным действиям к их распространению и к применению. Только здесь идеи, а не просто сила, способны направлять жизнь. Сначала отдельных небольших социальных групп, затем всего города, а потом, их влияние выплёскивается за пределы города и управляет жизнью государства. Собственно и сам термин «политика» произошёл от слова «полис» — так назывались исключительно влиятельные самоуправляемые древнегреческие «города-государства».

Города порождают условия для сопоставления, обсуждения и осмысления идей управления общественной жизнью. Рефлексивная работа состоявшегося и планирование новых практик, их развития, может здесь осуществляться или публично, или в кругу ценителей — «элитарно». Она может быть обсуждена в узком кругу профессионалов и знатоков-теоретиков или реализована в заговорах или мятежах.

В греческих городах впервые созданы целостные концепции управления и самоуправления. Аристотель впервые инвентаризировал, нравственно квалифицировал и дал классификацию политическим формам государственного устройства. К наилучшим формам он отнес монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), к наихудшим — тиранию, олигархию, охлократию. Греки-горожане впервые столкнулись на практике и осознали ущербность одномерной (моноконцептуальной) политики. Они поняли, что процветание культуры и общества зависит не от ума правителя (правителя-философа, мудреца) и не от его благих пожеланий. Общее благополучие и надёжное развитие общества зависит от гражданской зрелости людей, от их активности и согласия, от их терпимости к мнению сограждан, наконец, от многообразия мнений. От способности соблюдать законы и выполнять гражданский долг.

Понимание двойственности города даже в представлении учёных оформилось недавно (в прошлом веке). В результате произошло разделение значений этого понятия на: 1) географическое и 2) социокультурное (или урбанологическое). Вслед за тем стали очевидными и хорошо распознаваемыми свойства городской жизни и характеристики горожанина, выкристаллизовались те особые приметы, по которым можно отличить городского человека от человека «негородской» культуры.

Сегодня, говоря о городе, следует иметь ввиду не столько территорию, на которой проживает достаточно большое количество населения, не особые приемы застройки, а вполне определенный тип организации совместной жизни людей (горожан), особые способы взаимодействия внутри сообщества, объединенного местом проживания.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Человек в городской культуре