link0 link1 link2 link3 link4 link5 link6 link7 link8 link9 link10 link11 link12 link13 link14 link15 link16 link17 link18 link19 link20 link21 link22 link23 link24 link25 link26 link27 link28 link29 link30 link31 link32 link33 link34 link35 link36 link37 link38 link39 link40 link41 link42 link43 link44 link45 link46 link47 link48 link49 link50 link51 link52 link53 link54 link55 link56 link57 link58 link59 link60 link61 link62 link63 link64 link65 link66 link67 link68 link69 link70 link71 link72 link73 link74 link75 link76 link77 link78 link79 link80 link81 link82 link83 link84 link85 link86 link87 link88 link89 link90 link91 link92 link93 link94 link95 link96 link97 link98 link99 link100 link101 link102 link103 link104 link105 link106 link107 link108 link109 link110 link111 link112 link113 link114 link115 link116 link117 link118 link119 link120 link121 link122 link123 link124 link125 link126 link127 link128 link129 link130 link131 link132 link133 link134 link135 link136 link137 link138 link139 link140 link141 link142 link143 link144 link145 link146 link147

Человек в городской культуре — Город как социальные общности

Город как социальные общности

Мы вводим понятие «социальная общность» как термин с широким объёмом, охватывающим все объединения людей, в которых создана и сохраняется, хотя бы в течение очень короткого периода, определённая социальная связь. В ходе нашего изложения этим термином мы будем обозначать все устойчивые формы совместной жизни. Это будет, следовательно, наиболее общий термин, пока мы не сделаем определения термина «общество».

Как в социологии, так и в общественной жизни очень часто используется термин «сообщество» или «община» (англ. community). Этот термин означает территориальную общность, в рамках которой члены могут удовлетворять основные потребности, например, село, которое, в известном смысле, образует замкнутую общность, небольшое местечко, какая-то часть пригорода и т.п. Не все территориальные совокупности становятся общностями. Например, большой город, будучи территориальной общностью, не является сообществом. Общность, следовательно, невелика, поэтому в ней образуется чувство общности и соседская связь, вызванная близостью проживания и сходством повседневных дел, постоянными личными контактами, сходным стилем жизни, множеством общих местных дел, общей системой ценностей. Сообщество, следовательно, — это специфического рода группа.

Наконец, в нашем перечислении имеются еще такие формы объединений, как публика, толпа, собравшаяся аудитория. В каждой из них существует определенная внутренняя связь, хотя и далёкая от вполне развитой связи, которую мы описали в предыдущем разделе. Они являются очень важными формами совместной жизни, существенно влияющими на совместное поведение, поэтому следуем рассмотреть особо.

Общая характеристика общности

После введения основных терминов, перейдем к более подробной характеристике основных типов сообществ.

Пары или двойки — это форма совместной жизни с минимальным числом составляющих её элементов. Эта форма совместной жизни многими исследователями выдавалась за базовую во многих отношениях, так как они считали, что отношения и контакты между двумя лицами являются наиболее элементарными компонентами общественной жизни, поскольку они наиболее часты, наиболее непосредственны.

Пары можно разделить на несколько типов. I) Пары, объединенные связью, образованной сексуальными или гетеросексуальными отношениями: добрачными, супружескими, внебрачными ила гомосексуальными. 2) Пары, объединенные родственной связью: отец — сын, отец — дочь, мать — сын, мать — дочь, брат — сестра, брат — брат, сестра — сестра, или другие виды пар, связанных любыми близкими отношениями (взрослый — ребенок ). 3) Пары друзей. 4) Пары, связанные отношениями соподчинения. 5) связанные отношениями помощи: помогающий и тот, которому помогают. 6) Пары, связанные отношениями воспитания. 7) Пары, создаваемые мимолетными обстоятельствами, например проводник и турист и пр.

Пары как устойчивые союзы появляются, следовательно, на почве личных или предметных контактов. Однако же черты личности играют в них всегда решающую роль, так как контакты всегда являются непосредственными, взаимодействия определяются непосредственными реакциями на личные черты, в каждой паре с течением времени в большей или меньшей степени возникает чувство интимности. Это чувство может стать основой возникновения сети отношений (друзья наших друзей — наши друзья), связывающих более широкие круги, состоящие из нескольких лиц, либо основой неформальных групп внутри формализованных групп. Некоторые отношения, связывающие пары, например супружеские, опираются на церковные, или формальные санкции более широких групп, подлежащие институализации. Как мы увидим ниже, при рассмотрении семьи, несмотря на институциональные санкции, интимный союз между супругами, однако, является решающей внутренней силой, укрепляющей супружество.

В парах проявляется, таким образом, наиболее глубоко выраженная идентификация двух личностей и на этом основано их значение для укрепления более широких форм сообществ.

Социальный круг. Социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабой институциональной связью, лишённые устойчивых отношений между членами. Несмотря на это, они важный элемент общественной жизни. Круги могут быть контактными, когда определённое количество лиц постоянно встречается, например, в поезде или автобусе, вместе добираясь на работу, и на почве этого чисто пространственного контакта завязываются знакомства, происходит обмен мнениями, сведениями и комментариями о спортивных, экономических и политически событиях. Далее, они могут быть кругами коллег, например, круг коллег, работающих на одном предприятии, обучающихся на одном курсе, в одном учебном заведении, принадлежащих к одному спортивному клубу.

Здесь контакты мо­гут быть личными, приводящими к частным и близким взаимодей­ствиям,. Такие круги могут возникать в рамках групп, между членами одной группы, когда в рамках формализованных групп создаются свободные круги, объединенные заинтересованностью или возможностью удовлетворить какие-либо потребности или стремления. Структура кругов коллег уже более компактна, круг осуществляет определенный объем контроля над положением, поведением участников, требует конформизма. Это — результат близких личных контактов и заинтересованности личными свойствам, которая редко появляется в контактных кругах. При­надлежность к кругу так же, как и выход из круга, — дело неформализованное. Круг может дать почувствовать комy-либо его нежелательность, но не имеет устойчивой организации, и состав его участников текуч. Еще более компактны дружеские круги, объединяющие дружеские пары. Правда, между этими парами друзей возникают устойчивые социальные отношения, но круг как целое связан только систематическими контактами, не имеет устойчивой связи, состав его изменчив, у него нет чётко выраженного принципа обособления, нет установленной системы собственных ценностей. Такой круг может легко превратиться в группу друзей и выработать элементы, необходимые для создания группы. Однако это две разные формы объединения общностей.

Круги коллег и друзей, а в определенной степени и кон­тактные круги обладают центром объединения, определенной доминирующей индивидуальностью, которая в этом кругу является наиболее выдающейся личностью, формирующей установи и взгляды. Основная функция кругов, состоит в обмене взглядами и новостями, комментариями и аргументами. Можно сказать метафорически, что круги — это общности дискутирующих людей. Круги не действуют, не принимают решений, не обладают исполнительным аппаратом. Их значение в обществе основывается в том, что они формируют мнение или создают и доставляют индивидам материал для выработки взглядов на обсуждаемые в круге вопросы. Поэтому круги всегда играли важную роль в интеллектуальной, эстетической, в частично и в политической жизни. Каждый круг всегда имеет в центре выдающуюся личность, исполняющую роль лидера, которая какими либо более или менее четким способом суммируется в результате дискуссии, формулирует высказанные мысли, дает материал для установления устного мнения. Американские социологи называ­ют их opinion leaders.

Круги легко и часто превращаются в неформальные, пер­вичные группы, о которых мы будем говорить ниже. Это происходит часто тогда, когда круги ставят себе определенную цель: организация игр и развлечений. Игровой круг по необходимости должен создать определенный институт и форму организации, превращающий его в группу.

Вы здесь: Главная Культурология Культурология (краткий курс) Человек в городской культуре