link5180 link5181 link5182 link5183 link5184 link5185 link5186 link5187 link5188 link5189 link5190 link5191 link5192 link5193 link5194 link5195 link5196 link5197 link5198 link5199 link5200 link5201 link5202 link5203 link5204 link5205 link5206 link5207 link5208 link5209 link5210 link5211 link5212 link5213 link5214 link5215 link5216 link5217 link5218 link5219 link5220 link5221 link5222 link5223 link5224 link5225 link5226 link5227 link5228 link5229 link5230 link5231 link5232 link5233 link5234 link5235 link5236 link5237 link5238 link5239 link5240 link5241 link5242 link5243 link5244 link5245 link5246 link5247 link5248 link5249 link5250 link5251 link5252 link5253 link5254 link5255 link5256 link5257 link5258 link5259 link5260 link5261 link5262 link5263 link5264 link5265 link5266 link5267 link5268 link5269 link5270 link5271 link5272 link5273 link5274 link5275 link5276 link5277 link5278 link5279 link5280 link5281 link5282 link5283 link5284 link5285 link5286 link5287 link5288 link5289 link5290 link5291 link5292 link5293 link5294 link5295 link5296 link5297 link5298 link5299 link5300 link5301 link5302 link5303 link5304 link5305 link5306 link5307 link5308 link5309 link5310 link5311 link5312 link5313 link5314 link5315 link5316 link5317 link5318 link5319 link5320 link5321 link5322 link5323 link5324 link5325 link5326 link5327

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Процессуальные элементы научного исследования

Процессуальные элементы научного исследования

 

К процессуальным элементам научного исследования относятся: выбор темы и уточнение цели и задач исследования; формулировка проблемы и выдвижения гипотезы; выбор репрезентативного объекта и методов исследования; накопление новой информации и концептуализации знания; изложение и аргументация выводов. Рассмотрим каждый из этих элементов.

Выбор темы для исследования. Одним из главных критериев при выборе темы для исследования является категория актуальность, под которой понимают важность, высока значимость темы для сегодняшнего дня. В методологии принято выделять теоретическую актуальность. Это значит, что в той или иной научной дисциплине недостаточно разработаны теоретические проблемы (терминосистема, сущность, функции, принципы, свойства, структура и т.д.). Практическая актуальность означает, что на практике не изучены вопросы методики, технологии, организации, формы деятельности и т.д. Может быть, актуальность и в разработке методологических проблем, связанных с методами, принципами познания. Об актуальности темы может свидетельствовать и такой критерий как социальный заказ, это значит существование проектов и программ, принятых на международном уровне (ЮНЕСКО, ИФЛА), на национальном уровне (например "Электронная Беларусь") на региональном, ведомственном уровне и даже принятых определенным учреждением (НИИ, ВУЗ и т.д.). Критерием актуальности может быть новизна выдвинутой проблемы, или, ожидаемого результата (так называемые инновационные разработки).

Выбор такой темы, которая бы соответствовала названным выше критериям, могут способствовать следующие приёмы: 1) анализ существующих научных программ всех уровней; 2) просмотр обзоров достижений науки и техники (такие обзоры в области наших наук иногда осуществляют инфокультура при Национальной библиотеке или НИО библиотековедения); 3) просмотр материалов или тезисов докладов научных конференций; 4) чтение дискуссионных материалов, которые публикуют специальные профессиональные журналы; 5) просмотр авторефератов диссертаций, где сообщается о возможных исследованиях, которые не входят в предмет исследования автора; 6) консультации с крупными специалистами (практиками и научными работниками).

Формулировка проблемы и выдвижение гипотезы. Формулировка проблемы должна быть ориентирована на выбор главного направления (направлений) исследований. Последнее, естественно, тесно связано с объектом и предметом, выбранным для изучения. Например, объектом исследования в диссертации Петушко Н.Е. выступают инвалиды по зрению — пользователи библиотек. Предметом — теоретика- методические аспекты обслуживания инвалидов по зрению в библиотеках. Тема была сформулирована так: "Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению: теоретика -методический аспект".

Гипотеза — это форма развития человеческих знаний, представляющая собой обоснованное предположение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений. Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемый объект. Она всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия; в других случаях она — результат дедуктивных выводов. Чаще всего ее возникновению предшествуют индуктивное обобщение эмпирического материала.

Выдвижение гипотезы должны соответствовать следующие требования: а) гипотеза должна быть научно обоснованной, она не должна содержать суждений, которые противоречат уже доказанным научным фактам; б) гипотеза должна быть принципиально проверяемой эмпирическим способом, иначе она остается только предположением, которое выражает субъективную мысль; в) гипотеза должна быть достаточно простой по форме, иметь точные и качественные формулировки. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогностические.

Выбор репродуктивного объекта и методов исследования. Исследуя чтение школьников не всегда возможно проанализировать этот процесс, наблюдая за всеми школьниками. Для этого выбирают несколько групп младших школьников, школьников — подростков или старших школьников не менее 10-15% от их общего количества читателей — школьников каждой возрастной группы, считают, что они могут представить (репрезентировать) всех читателей — школьников. Выбор методов исследования определяется характером всех структурных элементов научного исследования, но в наибольшей степени — спецификой проблемы.

В сфере книговедения, библиотековедения и библиографоведения применяются несколько групп методов. Используя классификацию научных методов, предложенную В.К. Лукашевичем, рассмотрим каждую из групп методов: общелогических, общенаучных (эмпирических и теоретических).

К общелогическим методам исследования относятся такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, сравнение.

Анализ это мысленное или реальное расчленение исследуемого объекта, его свойства или отношения между предметными частями. Синтез — обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое и изучение интегративных свойств целого. Индукция — такой метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция — метод познания (или способ рассуждения), состоящий в выведении из общих посылок заключений частного характера. Абстрагирование — метод познания, состоящий в мысленном отвлечении от ряда признаков, свойства, отношений объекта и одновременном выделении для рассмотрения тех или иных из них, которые интересуют исследователя. Например, изучая читателей — школьников, мы абстрагируемся от того, как они учатся и ведут себя в школе.

Аналогия — такой прием познания, при котором на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Моделирование — такой метод познания, при котором изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его модели (копии) с последующим переносом полученной информации на оригинал. Существуют материальные модели, которые являются природными объектами, и идеальные модели, зафиксированные в знаковой форме.

Обобщение — метод познания, состоящий в установлении общих признаков, свойств и отношений предмета.

Сравнение — метод познания, состоящих в сопоставлении однородных по существенным для данного рассмотрения признакам предметов, посредством которых выявляются их количественные и качественные свойства.

Общенаучные эмпирические методы исследования.

К общенаучным эмпирическим методам относятся: научное наблюдение, описание, измерение, эксперимент, опросные (социологические) методы. Рассмотрим кратко сущность каждого из них.

Научное наблюдение принадлежит к широко распространенным методам исследования. Оно позволяет собрать непосредственные сведения об изучаемых объектах, систематически воспринимая их в обычных, повседневных условиях работы учреждения культуры и искусства. Это дает возможность увидеть в развитии поведение читателя, зрителя, слушателя и влияние на изменение их отношений. Научное наблюдение не воздействует прямо на изучаемый объект (если оно верно организовано), но с его помощью можно определить, как в будущем целесообразно вести исследование. А это предполагает предварительную подготовку наблюдения, выбор самого объекта, организацию процесса наблюдения, сбор данных и их комментарий.

Чтобы научное наблюдение было результативным, оно должно отвечать определенным условиям. Среди них — четко выраженный направленный характер, планомерность и систематичность в сборе материала, комплексное, а не изолированное изучение объекта, анализ специфических моментов.

Научное наблюдение принимается в исследованиях, преимущественно посвященных темам связанным с обслуживанием зрителя, читателя, слушателя.

Описание представляет собой фиксацию в той или иной форме результатов наблюдения, информации об исследуемом объекте. При описании используются естественные и искусственные средства выражения информации: научные понятия, знаки, схемы, графики и т.д. Важнейшими требованиями к научному описанию являются: точность, логическая строгость и простота. На современном стадии развития науки эти требования реализуются на основе широкого использования искусственного языка.

В процессе наблюдения субъект отражает и фиксирует качественные и количественные характеристики объекта, в связи с чем описание делится на два вида: качественное и количественное. Качественное описание предполагает фиксацию свойств, указывающих, что собой представляет объект, какие свойства, процессы, явления для него характерны. Количественное описание имеет дело с более или менее точным выражением количественной стороны наблюдаемого явления (процесса, свойства). Оно выступает, таким образом, в виде измерения.

Измерением называется познавательная операция, обеспечивающая численное выражение измеряемых величин. Оно осуществляется благодаря соотношению, сравнению измеряемого свойства или стороны наблюдаемого объекта с тем или иным образцом, принятым за единицу измерения, и поэтому позволяет зафиксировать не только свойства, но и определенные отношения объекта. Измерение бывает двух видов: прямое и косвенное. Прямое измерение представляет собой непосредственное сравнение измеряемого явления, свойства с соответствующим эталоном, косвенное — определение величины измеряемого свойства на основе учета определенной зависимости от других величин. Косвенное измерение помогает произвести определение величин в таких условиях, когда непосредственное измерение осложнено или невозможно (измерение тех или иных свойств космических объектов, микротел и т.д.).

Эксперимент — метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное воздействие на объект в заданных контролируемых условиях, опосредованное рациональным (в идеале теоретическим) знанием.

Понятие "эксперимент" означает действие, направление на создание условий в целях воспроизведения того или иного явления и по возможности, наиболее чистого, т.е. не осложняемого другими явлениями. Термин "эксперимент" обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверке предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдений исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом его развития и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.

Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследуемого.

Эксперименты, которые проводятся в различных отраслях науки, являются отраслевыми и имеют соответствующие названия: химические, биологические, физические, психологические, социальные и т.д. Они разделяются на следующие виды.

1. По способу формирования условий (естественный и искусственный).

Естественный эксперимент предполагает проведение опыта в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используется в социальных, педагогических, психологических, искусствоведческих, культурологических и др. науках).

Искусственный эксперимент предполагает формирование искусственных условий (применяется в естественных и технических науках).

2. По целям исследования эксперименты бывают: формирующие (преобразующие), констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие.

Формирующий (преобразующий) эксперимент включает активное изменение структуры и функции объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами (формирование новых свойств и качеств осуществляется преднамеренно).

Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений. В процессе этого эксперимента констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом, выявляется наличие определенных фактов.

Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатом и внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.

Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.

Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуется со многими явлениями. Это согласие приводит к затруднению, какую именно из гипотез считать правильной. Решающий эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другой [4, С. 70–80].

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере