Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Процессуальные элементы научного исследования

Процессуальные элементы научного исследования

 

К процессуальным элементам научного исследования относятся: выбор темы и уточнение цели и задач исследования; формулировка проблемы и выдвижения гипотезы; выбор репрезентативного объекта и методов исследования; накопление новой информации и концептуализации знания; изложение и аргументация выводов. Рассмотрим каждый из этих элементов.

Выбор темы для исследования. Одним из главных критериев при выборе темы для исследования является категория актуальность, под которой понимают важность, высока значимость темы для сегодняшнего дня. В методологии принято выделять теоретическую актуальность. Это значит, что в той или иной научной дисциплине недостаточно разработаны теоретические проблемы (терминосистема, сущность, функции, принципы, свойства, структура и т.д.). Практическая актуальность означает, что на практике не изучены вопросы методики, технологии, организации, формы деятельности и т.д. Может быть, актуальность и в разработке методологических проблем, связанных с методами, принципами познания. Об актуальности темы может свидетельствовать и такой критерий как социальный заказ, это значит существование проектов и программ, принятых на международном уровне (ЮНЕСКО, ИФЛА), на национальном уровне (например "Электронная Беларусь") на региональном, ведомственном уровне и даже принятых определенным учреждением (НИИ, ВУЗ и т.д.). Критерием актуальности может быть новизна выдвинутой проблемы, или, ожидаемого результата (так называемые инновационные разработки).

Выбор такой темы, которая бы соответствовала названным выше критериям, могут способствовать следующие приёмы: 1) анализ существующих научных программ всех уровней; 2) просмотр обзоров достижений науки и техники (такие обзоры в области наших наук иногда осуществляют инфокультура при Национальной библиотеке или НИО библиотековедения); 3) просмотр материалов или тезисов докладов научных конференций; 4) чтение дискуссионных материалов, которые публикуют специальные профессиональные журналы; 5) просмотр авторефератов диссертаций, где сообщается о возможных исследованиях, которые не входят в предмет исследования автора; 6) консультации с крупными специалистами (практиками и научными работниками).

Формулировка проблемы и выдвижение гипотезы. Формулировка проблемы должна быть ориентирована на выбор главного направления (направлений) исследований. Последнее, естественно, тесно связано с объектом и предметом, выбранным для изучения. Например, объектом исследования в диссертации Петушко Н.Е. выступают инвалиды по зрению — пользователи библиотек. Предметом — теоретика- методические аспекты обслуживания инвалидов по зрению в библиотеках. Тема была сформулирована так: "Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению: теоретика -методический аспект".

Гипотеза — это форма развития человеческих знаний, представляющая собой обоснованное предположение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений. Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемый объект. Она всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е. ее основой выступает аналогия; в других случаях она — результат дедуктивных выводов. Чаще всего ее возникновению предшествуют индуктивное обобщение эмпирического материала.

Выдвижение гипотезы должны соответствовать следующие требования: а) гипотеза должна быть научно обоснованной, она не должна содержать суждений, которые противоречат уже доказанным научным фактам; б) гипотеза должна быть принципиально проверяемой эмпирическим способом, иначе она остается только предположением, которое выражает субъективную мысль; в) гипотеза должна быть достаточно простой по форме, иметь точные и качественные формулировки. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогностические.

Выбор репродуктивного объекта и методов исследования. Исследуя чтение школьников не всегда возможно проанализировать этот процесс, наблюдая за всеми школьниками. Для этого выбирают несколько групп младших школьников, школьников — подростков или старших школьников не менее 10-15% от их общего количества читателей — школьников каждой возрастной группы, считают, что они могут представить (репрезентировать) всех читателей — школьников. Выбор методов исследования определяется характером всех структурных элементов научного исследования, но в наибольшей степени — спецификой проблемы.

В сфере книговедения, библиотековедения и библиографоведения применяются несколько групп методов. Используя классификацию научных методов, предложенную В.К. Лукашевичем, рассмотрим каждую из групп методов: общелогических, общенаучных (эмпирических и теоретических).

К общелогическим методам исследования относятся такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, сравнение.

Анализ это мысленное или реальное расчленение исследуемого объекта, его свойства или отношения между предметными частями. Синтез — обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое и изучение интегративных свойств целого. Индукция — такой метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция — метод познания (или способ рассуждения), состоящий в выведении из общих посылок заключений частного характера. Абстрагирование — метод познания, состоящий в мысленном отвлечении от ряда признаков, свойства, отношений объекта и одновременном выделении для рассмотрения тех или иных из них, которые интересуют исследователя. Например, изучая читателей — школьников, мы абстрагируемся от того, как они учатся и ведут себя в школе.

Аналогия — такой прием познания, при котором на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Моделирование — такой метод познания, при котором изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его модели (копии) с последующим переносом полученной информации на оригинал. Существуют материальные модели, которые являются природными объектами, и идеальные модели, зафиксированные в знаковой форме.

Обобщение — метод познания, состоящий в установлении общих признаков, свойств и отношений предмета.

Сравнение — метод познания, состоящих в сопоставлении однородных по существенным для данного рассмотрения признакам предметов, посредством которых выявляются их количественные и качественные свойства.

Общенаучные эмпирические методы исследования.

К общенаучным эмпирическим методам относятся: научное наблюдение, описание, измерение, эксперимент, опросные (социологические) методы. Рассмотрим кратко сущность каждого из них.

Научное наблюдение принадлежит к широко распространенным методам исследования. Оно позволяет собрать непосредственные сведения об изучаемых объектах, систематически воспринимая их в обычных, повседневных условиях работы учреждения культуры и искусства. Это дает возможность увидеть в развитии поведение читателя, зрителя, слушателя и влияние на изменение их отношений. Научное наблюдение не воздействует прямо на изучаемый объект (если оно верно организовано), но с его помощью можно определить, как в будущем целесообразно вести исследование. А это предполагает предварительную подготовку наблюдения, выбор самого объекта, организацию процесса наблюдения, сбор данных и их комментарий.

Чтобы научное наблюдение было результативным, оно должно отвечать определенным условиям. Среди них — четко выраженный направленный характер, планомерность и систематичность в сборе материала, комплексное, а не изолированное изучение объекта, анализ специфических моментов.

Научное наблюдение принимается в исследованиях, преимущественно посвященных темам связанным с обслуживанием зрителя, читателя, слушателя.

Описание представляет собой фиксацию в той или иной форме результатов наблюдения, информации об исследуемом объекте. При описании используются естественные и искусственные средства выражения информации: научные понятия, знаки, схемы, графики и т.д. Важнейшими требованиями к научному описанию являются: точность, логическая строгость и простота. На современном стадии развития науки эти требования реализуются на основе широкого использования искусственного языка.

В процессе наблюдения субъект отражает и фиксирует качественные и количественные характеристики объекта, в связи с чем описание делится на два вида: качественное и количественное. Качественное описание предполагает фиксацию свойств, указывающих, что собой представляет объект, какие свойства, процессы, явления для него характерны. Количественное описание имеет дело с более или менее точным выражением количественной стороны наблюдаемого явления (процесса, свойства). Оно выступает, таким образом, в виде измерения.

Измерением называется познавательная операция, обеспечивающая численное выражение измеряемых величин. Оно осуществляется благодаря соотношению, сравнению измеряемого свойства или стороны наблюдаемого объекта с тем или иным образцом, принятым за единицу измерения, и поэтому позволяет зафиксировать не только свойства, но и определенные отношения объекта. Измерение бывает двух видов: прямое и косвенное. Прямое измерение представляет собой непосредственное сравнение измеряемого явления, свойства с соответствующим эталоном, косвенное — определение величины измеряемого свойства на основе учета определенной зависимости от других величин. Косвенное измерение помогает произвести определение величин в таких условиях, когда непосредственное измерение осложнено или невозможно (измерение тех или иных свойств космических объектов, микротел и т.д.).

Эксперимент — метод исследования, в основе которого лежит целенаправленное воздействие на объект в заданных контролируемых условиях, опосредованное рациональным (в идеале теоретическим) знанием.

Понятие "эксперимент" означает действие, направление на создание условий в целях воспроизведения того или иного явления и по возможности, наиболее чистого, т.е. не осложняемого другими явлениями. Термин "эксперимент" обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверке предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдений исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом его развития и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.

Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследуемого.

Эксперименты, которые проводятся в различных отраслях науки, являются отраслевыми и имеют соответствующие названия: химические, биологические, физические, психологические, социальные и т.д. Они разделяются на следующие виды.

1. По способу формирования условий (естественный и искусственный).

Естественный эксперимент предполагает проведение опыта в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используется в социальных, педагогических, психологических, искусствоведческих, культурологических и др. науках).

Искусственный эксперимент предполагает формирование искусственных условий (применяется в естественных и технических науках).

2. По целям исследования эксперименты бывают: формирующие (преобразующие), констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие.

Формирующий (преобразующий) эксперимент включает активное изменение структуры и функции объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами (формирование новых свойств и качеств осуществляется преднамеренно).

Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений. В процессе этого эксперимента констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом, выявляется наличие определенных фактов.

Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатом и внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.

Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.

Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуется со многими явлениями. Это согласие приводит к затруднению, какую именно из гипотез считать правильной. Решающий эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другой [4, С. 70–80].

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере