link3848 link3849 link3850 link3851 link3852 link3853 link3854 link3855 link3856 link3857 link3858 link3859 link3860 link3861 link3862 link3863 link3864 link3865 link3866 link3867 link3868 link3869 link3870 link3871 link3872 link3873 link3874 link3875 link3876 link3877 link3878 link3879 link3880 link3881 link3882 link3883 link3884 link3885 link3886 link3887 link3888 link3889 link3890 link3891 link3892 link3893 link3894 link3895 link3896 link3897 link3898 link3899 link3900 link3901 link3902 link3903 link3904 link3905 link3906 link3907 link3908 link3909 link3910 link3911 link3912 link3913 link3914 link3915 link3916 link3917 link3918 link3919 link3920 link3921 link3922 link3923 link3924 link3925 link3926 link3927 link3928 link3929 link3930 link3931 link3932 link3933 link3934 link3935 link3936 link3937 link3938 link3939 link3940 link3941 link3942 link3943 link3944 link3945 link3946 link3947 link3948 link3949 link3950 link3951 link3952 link3953 link3954 link3955 link3956 link3957 link3958 link3959 link3960 link3961 link3962 link3963 link3964 link3965 link3966 link3967 link3968 link3969 link3970 link3971 link3972 link3973 link3974 link3975 link3976 link3977 link3978 link3979 link3980 link3981 link3982 link3983 link3984 link3985 link3986 link3987 link3988 link3989 link3990 link3991 link3992 link3993 link3994 link3995

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Написание текста научной работы и его оформление

Написание текста научной работы и его оформление.

 

В арсенале авторов научных работ имеется несколько методических приемов написания текста. Наиболее часто используются следующие приемы: а) строго последовательный (в соответствии с заранее составленной структурой научной работы); б) целостный (с последующей обработкой каждой главы); в) выборочный (главы или их параграфы пишутся отдельно в любой последовательности). Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полностью очередной раздел, он не может переходить к следующему. Но для обработки одной главы или параграфа требуется иногда перерабатывать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, который почти не требует черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием, по утверждению М.Н. Кузнецова, требует почти вдвое меньше времени на подготовку деловой рукописи, так как сначала пишутся все главы и параграфы вчерне, как бы "грубыми мазками" (И.Н. Кузнецов), затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления. Выборочное написание параграфов и глав также часто применяется исследователями. Остановимся более подробно на последнем варианте. Начинать писать научную работу можно тогда, когда накоплен материал по определенной главе или параграфу (может быть не только первому по плану). Для этого необходимо определить цель, результат, к которому вы должны придти, вопросы, на которые вы должны в нем ответить и, наконец, составить план главы (параграфа). Первоначально не надо много времени тратить на формулировки, т.е. поменьше внимания уделять на литературную сторону создаваемого текста, ибо вы еще не раз вернетесь к началу и по ходу дела улучшите стиль вашего изложения. В процессе написания нового текста выбирайте знакомые вам слова, старайтесь строить фразы простыми и ясными. Однако нельзя забывать, что вы пишете научный текст и язык должен быть научным (а не житейским с различными жаргонами). Текст следует писать на стандартных листах бумаги с одной стороны, оставляя поля по краям (слева — большие). Если в процессе работы накапливается большое количество исправлений, вставок, дополнений, перепишите все заново. Это не лишняя трата времени: переписывая, Вы можете обнаружить всякие несуразности, не видимые в исправленном, перечеркнутом тексте.

В процессе написания текста параграфа может возникнуть вопрос — с чего начать параграф? Если согласиться с утверждением доктора философских наук, профессора Беркова В.Ф., что научная работа носит вопросно-ответный характер, то нужно поставить вопросы, на которые следует ответить в параграфе. Например, при написании параграфа (или статьи) по теме «Информационно-психологическая безопасность читателя», первым вопросом может быть: какие факторы привели к тому, что читателя нужно обезопашивать от информации? Следовательно, нужно раскрыть эти факторы. Вторым, не менее важным вопросом является: какие угрозы существуют (и в чем их сущность), которые могут отрицательно воздействовать на психику читателя? А следующий вопрос — что может сделать библиотека (какие мероприятия), чтобы обезопасить читателя от этих угроз и т.д. и т.п.

Второй этап после написания параграфа (или главы) это обработка рукописи. Она включает: оценку построения, логичность и последовательность изложения материала; достаточно ли аргументов для выдвинутых в параграфе положений (мыслей), выделены ли основные положения. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения. Следующий этап — проверка правильности оформления рукописи. Эти приемы и способы написания текста характерны для всех глав и параграфов текста научной работы.

А сейчас ответим на вопрос, как правильно оформлять текст рукописи научной работы?

В процессе написания текста научной работы Вы должны использовать материалы, накопленные на стадии сбора информации. Что это означает. Для подтверждения выдвинутых Вами положений, можно (а вернее, нужно) использовать факты, добытые и опубликованные другими учеными. Их нужно использовать, но обязательное требование — делать библиографические ссылки на этих авторов.

Сложились три вида таких ссылок: внутритекстовые ссылки. Например, в тексте указывается, что в изданном в 2006 году научно-практическом пособии «Отечественное библиографоведение» (М., 2006) В.А. Фокеев утверждает, что непосредственным объектом библиографии является широкий круг фиксированных текстов (С. 26). Вторым видом библиографических ссылок являются ссылки в подстрочных примечаниях, Это значит, что на определенной странице после текста указываются сведения об источнике, а в самом тексте только номер его. Третий вид библиографических ссылок, который в основном в настоящее время используется в монографических и научных статьях, называется затекстовые ссылки. В конце текста есть библиографический список использованных источников, он обязательно нумеруется и в тексте указывается лишь номер того автора, на который ссылается исследователь. Кроме научных фактов, исследователь может цитировать отдельных ученых. Как правило, нужно цитировать крупных ученых, деятелей культуры, авторитет которых в определенной науке является бесспорным. Цитаты должны быть образными, емкими. Каково же назначение цитаты? Ссылкой на авторитетные высказывания исследователь стремится подчеркнуть свои мысли или заимствовать ценный фактический материал. Можно использовать цитаты не только для доказательства определенного положения, но и для опровержения ошибочных утверждений других авторов. Ведь известно, что любая научная работа должна носить полемический характер. Это значит — что-то утверждать и доказывать, а что-то опровергать. Таким способом реализуется эвристическая функция науки как области деятельности (поиск истины).

В научных тексах применяются также сноски. Сноски (авторские пояснения, способствующие правильному пониманию текста) размещаются внизу страницы под горизонтальной чертой. В основном тексте на их наличие указывают знаком * (звездочка). Если на одной странице имеется несколько сносок, для обозначения каждой последующей добавляют еще один однотипный знак (** и т.д.).

Завершая наши рассуждения о написании текста научной работы, следует сказать о ее структуре. Научная работа состоит из следующих структурных элементов: титульный лист, оглавление (содержание), перечень условных обозначений (при необходимости), введение, общая характеристика работа, основная часть, заключение, библиографический список, приложение (при необходимости). Содержание каждого элемента научной работы каждый студент усваивает самостоятельно и представляет на проверку преподавателю в форме программы (плана) научного исследования.

Ключевые слова: методика научного исследования, поиск источников информации, виды чтения текстов, план, тезисы, конспект, цитаты, библиографические ссылки, сноска, план (программа) исследования, структура работы.

 

 


Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере