link3404 link3405 link3406 link3407 link3408 link3409 link3410 link3411 link3412 link3413 link3414 link3415 link3416 link3417 link3418 link3419 link3420 link3421 link3422 link3423 link3424 link3425 link3426 link3427 link3428 link3429 link3430 link3431 link3432 link3433 link3434 link3435 link3436 link3437 link3438 link3439 link3440 link3441 link3442 link3443 link3444 link3445 link3446 link3447 link3448 link3449 link3450 link3451 link3452 link3453 link3454 link3455 link3456 link3457 link3458 link3459 link3460 link3461 link3462 link3463 link3464 link3465 link3466 link3467 link3468 link3469 link3470 link3471 link3472 link3473 link3474 link3475 link3476 link3477 link3478 link3479 link3480 link3481 link3482 link3483 link3484 link3485 link3486 link3487 link3488 link3489 link3490 link3491 link3492 link3493 link3494 link3495 link3496 link3497 link3498 link3499 link3500 link3501 link3502 link3503 link3504 link3505 link3506 link3507 link3508 link3509 link3510 link3511 link3512 link3513 link3514 link3515 link3516 link3517 link3518 link3519 link3520 link3521 link3522 link3523 link3524 link3525 link3526 link3527 link3528 link3529 link3530 link3531 link3532 link3533 link3534 link3535 link3536 link3537 link3538 link3539 link3540 link3541 link3542 link3543 link3544 link3545 link3546 link3547 link3548 link3549 link3550 link3551

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — В чем состоит специфика научной деятельности?

 

В чем состоит специфика научной деятельности?

Теперь рассмотрим второй вопрос нашей темы — специфика научной деятельности (познания).

Научное познание как специфически организованная совокупность познавательных действий обладает рядом характеристик, которые отличают его от других видов человеческой деятельности. Ученые-методологи обычно выделяют шесть таких особенностей:

1. наука в идеале направлена на производство новых знаний;

2. в основе научного познания лежит четкая выделенность его предмета как целостной совокупности взаимосвязанных характеристик объекта;

3. научное познание предполагает использование специализированного инструментария (методов, пробных объектов (приборов), экспериментальных установок и т.д.);

4. научное познание регламентируется определенными видами нормативного знания (законами, принципами, идеалами, нормами, стилем научного мышления и т.д.);

5. результаты научного познания фиксируются в особых формах знания и должны соответствовать ряду требований (воспроизводимости, обоснованности, системности, объективности, контролируемости);

6. существенное отличие научного познания составляет наличие специализированного (научного) языка.

В рамках рефлексии организации научного познания не потеряла своего значения аристотелевская модель исследовательского процесса, которая включает следующие этапы: первый из них предусматривает изложение состояния изучаемой темы (проблемы) и критический анализ предшествующих точек зрения, подходов, решений; второй этап включает точную формулировку исследуемой темы (проблемы); третий этап связан с выделением (формулировкой) собственного решения проблемы; четвертый этап предусматривает обоснование (аргументацию) с помощью различного рода фактов и суждений (практических, научных) и логического доказательства, а также преимущество предложенного решения в сравнении с предыдущими.

Научное познание — это система познавательных действий, направленных на создание и теоретическую систематизацию знаний о природе, обществе, человеке и средствах производства, созданных им. Поэтому и сложились в обществе следующие большие комплексы наук: естественные науки, общественные или социальные, гуманитарные, технические.

3. Какие цели, функции и результаты науки?

Цели науки — познать, объяснить и предсказать развитие в будущем явлений природы, общества, человека, техники.

В соответствии с основными целями науки выделяются три основные ее функции как области деятельности: гносеологическая (гносес — знание, логия — учение), эвристическая (поиск истины) и прогностическая (предсказательная) — прогноз на будущее развитие. Наука как социальный институт, кроме того, выполняет следующие функции: мировоззренческую (содействие воспитанию научного мировоззрения), социальной силы (или содействие социализации личности), производительной силы (содействие научно-техническому прогрессу).

Результатом науки являются научные знания (значит есть и другие виды знаний). Что такое научное знание? Это результат исследовательской работы, подтвержденный общественно-исторической практикой и не противоречит (удостоверенный) логикой и адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, теорий. Знания обладают различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. Знания могут быть донаучными, житейскими, художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности) и научными (эмпирическими и теоретическими). Житейские знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Эти формы знания развиваются и обогащаются по мере прогресса научного знания. В то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.

Научное знание характеризуется осмыслением фактов в системе понятий данной науки, включаются в состав теории, образующей высокий уровень научного знания. Научное знание, являясь обобщением достоверных фактов, за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и частным — общее. На этой основе осуществляется прогнозирование. Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущестному и всестороннему знанию, служащему необходимым условием преобразования деятельности человека и человечества.

Есть еще понятие «антинаучные знания» — знания, основным содержанием которого является сознательная фальсификация фактов (в политике и других сферах).

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере