link3996 link3997 link3998 link3999 link4000 link4001 link4002 link4003 link4004 link4005 link4006 link4007 link4008 link4009 link4010 link4011 link4012 link4013 link4014 link4015 link4016 link4017 link4018 link4019 link4020 link4021 link4022 link4023 link4024 link4025 link4026 link4027 link4028 link4029 link4030 link4031 link4032 link4033 link4034 link4035 link4036 link4037 link4038 link4039 link4040 link4041 link4042 link4043 link4044 link4045 link4046 link4047 link4048 link4049 link4050 link4051 link4052 link4053 link4054 link4055 link4056 link4057 link4058 link4059 link4060 link4061 link4062 link4063 link4064 link4065 link4066 link4067 link4068 link4069 link4070 link4071 link4072 link4073 link4074 link4075 link4076 link4077 link4078 link4079 link4080 link4081 link4082 link4083 link4084 link4085 link4086 link4087 link4088 link4089 link4090 link4091 link4092 link4093 link4094 link4095 link4096 link4097 link4098 link4099 link4100 link4101 link4102 link4103 link4104 link4105 link4106 link4107 link4108 link4109 link4110 link4111 link4112 link4113 link4114 link4115 link4116 link4117 link4118 link4119 link4120 link4121 link4122 link4123 link4124 link4125 link4126 link4127 link4128 link4129 link4130 link4131 link4132 link4133 link4134 link4135 link4136 link4137 link4138 link4139 link4140 link4141 link4142 link4143

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Особенности методического обеспечения учебных работ

Особенности методического обеспечения учебных и учебно-исследовательских работ

 

Учебный реферат и контрольная работа, их цели, методические требования, этапы написания.

Реферат (от латинского refezo — докладываю, сообщаю) — это краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и целесообразности обращения к нему (1, с.5). В учебном процессе реферат понимается в ином, более широком, смысле — как краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания совокупности книг, статей или учения (концепции), научной проблемы, результатов собственных научных исследований и т.д. Например, «какие качества и свойства информации выделяют ученые»? По другому можно сказать, реферат это письменная работа или доклад на определенную тему, освещающий ее вопросы (темы) на основе обзора литературы и других неопубликованных источников.

Основная цель реферата содействовать формированию у студентов умений вести поиск документов по теме, а самое главное — умению работать с текстом статей, монографий, учебных пособий, а это означает привить студентам первоначальные навыки: 1) воспринимать, осмысливать и понимать текст по теме реферата; 2) анализировать текст (умение выделять основные положения, высказанные автором текста); 3) синтезировать (обобщать прочитанные тексты по сходству и отличию трактуемых положений в них); 4) примеряться, для каких целей они могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности (или в учебной деятельности студента); 5) критически оценивать прочитанные тексты с точки зрения достоверности и аргументированности высказанных положений, а что касается текстов на электронных носителей, это определения информации по критерию «вредоносная информация» (термин Антопольского А.Б.).

Этапы работы над рефератом могут быть следующие: подготовительный, исполнительский, заключительный. На подготовительном этапе студент осуществляет поиск литературы по теме реферата, используя различные библиографические источники, каталоги и картотеки библиотек (включая и электронные каталоги), электронные информационные ресурсы Интернет.

Исполнительский этап включает в себя чтение текстов (книг, статей, учебных пособий, электронных книг) и ведение записей прочитанного в соответствии с методикой «Работа с текстом». Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся выписок с текстов написание реферата и составления списка использованной литературы или библиографического списка.

Приступая к написанию реферата необходимо первоначально выполнять следующие задачи — систематизировать и переработать (интерпретировать) знания по теме реферата. Систематизировать имеющийся материал — это значит привести его в определенный порядок, который бы соответствовал намеченному выше плану работы (это значит, что на исполнительском этапе студент должен наметить план реферата, если преподаватель не ориентировал студента с помощью определенного задания). Однако категория «систематизация» может пониматься и гораздо шире. Например, если по теме реферата есть различные концепции, выявленные в процессе чтения текстов, то, естественно, необходимо систематизировать авторов текста в зависимости от того, к какой концепции они относятся, т.е. какую точку зрения они отстаивают в своих работах. Например, при написании реферата по теме «основные концепции по вопросу о сущности библиографии» необходимо систематизировать тексты авторов, которые придерживаются документографической концепции, культурологической, когнитивной, книговедческой и др.

Еще сложнее осуществить переработку знаний (или интерпретации текстов). Известно, что психологи различают репродуктивную (воссоздающую) и продуктивную (творческую) переработку знаний. При репродуктивной переработки знаний основное правило соответствие преобразованного материала его исходному содержанию, зафиксированному в первоисточниках (статьях, монографиях, учебных пособиях, текста лекций). Другими словами, при репродуктивной переработке знаний часть материала воспроизводится точно, буквально (нетрансформированное воспроизводство), при котором использованные материалы из текста берутся в кавычки (это значит цитаты) и видоизменено (своими словами (трансформированное воспроизводство). Репродуктивная переработка требуется для подготовки студентов для выступления на семинарских занятиях, при сдаче зачетов и экзаменов.

В продуктивной (творческой) переработке текста (знаний) «главное внимание уделяется новизне содержания, анализу его социальной ценности с учетом уже имеющихся достижений в определенной области знаний, практической деятельности людей (в основном это относится к научной работе)». (1, с. 7). В процессе обучения продуктивная переработка знаний должна осуществляется при подготовке теоретических докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.

С точки зрения логики реферат есть доказательство или опровержение какой-то основной мысли (тезиса), при этом доказательство может идти по индуктивному или дедуктивному методу. При использовании первого из них сначала проводятся факты, явления, а затем на их основе делаются выводы, обобщения, что дает возможность сделать умозаключение. При использовании дедуктивного метода сначала формируется тезис (положение, мысль), а затем приводятся факты, подтверждающие тезис, и делаются частные выводы.

Контрольная работа является разновидностью реферата, однако в отличии от него в нее включаются разнохарактерные вопросы для того, чтобы ее выполнение способствовало изучению и закреплению материала по всему учебному курсу или определенной его части, которая изучается в данном семестре. Для более деятельного структурирования работы и точности изложения, рекомендуется заданные в варианте контрольной работы вопросы разбивать на более мелкие (конкретные). Это и будет план (структура) контрольной работы. Если контрольная работа планируется по одной теме, ее структура совпадает со структурой реферата (2, с. 75-76).

Подготовка, оформления и защита курсовой работы.

Курсовая работа — творческое исследование научно-практического характера, завершающая изучение целого ряда специальных дисциплин. Основная цель ее написания — закрепление умений аналитической работы, выработанных при написании рефератов и контрольных работ, а также приобретение навыков самостоятельно углублять, расширять и систематизировать теоретические знания; делать анализ их применения в сфере будущей профессиональной деятельности; вырабатывать умение публично защищать содержание представленной работы (2, с. 76). Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методологических положениях науки, содержать элементы новизны. «В ней должна быть проведена — пишет И.Н. Кузнецов, — хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением» (1, с. 14). Для этого студент должен хорошо знать теоретические материалы, специальную литературу, нормативно-правовые акты, уметь анализировать, синтезировать, делать обобщения и выводы. Кроме этого, курсовая работа может и должна базироваться на практических материалах деятельности библиотек (отчетах, планах, библиотечной статистике и т.д.).

Основные задачи курсовой работы являются:

─ углубить теоретические знания, полученные в процессе освоения специальных дисциплин;

─ выработать практические навыки по поиску источников информации, их анализу, синтезу, критическому осмыслению и применению на практике;

─ выработать умения самостоятельно разрабатывать программно-методические вопросы и решать организационные проблемы;

─ выработать умение логически грамотно проиллюстрировать собранную и обобщенную информацию с помощью табличного и графического методов;

─ научится оценивать, обобщать, делать выводы и вырабатывать рекомендации по внедрению в практику работы библиотек инновационных технологий.

Порядок подготовки курсовой работы соответствует типовой технологии подготовки письменных работ, которая включает:

─ подготовительные работы (включая составления плана (программы) исследования;

─ поиск источников информации и работы с текстами по теме курсовой (в соответствии с таксономией Блума);

─ систематизация и написание варианта текста;

─ оформление и редактирование работы.

В структуру курсовой работы входят: титульный лист; задание на выполнение работы; содержание (оглавление); введение; основной текст (в главах и параграфах); заключение; список использованных источников или библиографический список.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере