link3256 link3257 link3258 link3259 link3260 link3261 link3262 link3263 link3264 link3265 link3266 link3267 link3268 link3269 link3270 link3271 link3272 link3273 link3274 link3275 link3276 link3277 link3278 link3279 link3280 link3281 link3282 link3283 link3284 link3285 link3286 link3287 link3288 link3289 link3290 link3291 link3292 link3293 link3294 link3295 link3296 link3297 link3298 link3299 link3300 link3301 link3302 link3303 link3304 link3305 link3306 link3307 link3308 link3309 link3310 link3311 link3312 link3313 link3314 link3315 link3316 link3317 link3318 link3319 link3320 link3321 link3322 link3323 link3324 link3325 link3326 link3327 link3328 link3329 link3330 link3331 link3332 link3333 link3334 link3335 link3336 link3337 link3338 link3339 link3340 link3341 link3342 link3343 link3344 link3345 link3346 link3347 link3348 link3349 link3350 link3351 link3352 link3353 link3354 link3355 link3356 link3357 link3358 link3359 link3360 link3361 link3362 link3363 link3364 link3365 link3366 link3367 link3368 link3369 link3370 link3371 link3372 link3373 link3374 link3375 link3376 link3377 link3378 link3379 link3380 link3381 link3382 link3383 link3384 link3385 link3386 link3387 link3388 link3389 link3390 link3391 link3392 link3393 link3394 link3395 link3396 link3397 link3398 link3399 link3400 link3401 link3402 link3403

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере

ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (В БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЕ)

 

Дидактический принцип единства учебной и научной работы в высших учебных заведениях означает, что в процессе подготовки кадров преподавателям необходимо научить студентов не только хорошо осуществлять практические процессы своей будущей деятельности, но осознавать ее недостатки, проводить научные исследования и укоренять их итоги (знания) в практику, это значит творчески подходить к своей работе. Обучение студентов научно-исследовательской работе ведется по двум направлениям: в процессе научно-учебной работы (когда студенты пишут рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы) и в рамках студенческого научного сообщества в свободное от занятий время (подготовка докладов на научные конференции, написание статей и т.д.).
В современной методологии научных исследований выделяются два вида знаний: предметные, связанные с профессиональной практической работой и регулятивно-нормативные (методологические), направленные на научное познание предметно-практической деятельности.
Цель курса «Основы научных исследований» — дать студентам основные теоретические, методические и организационные знания о проведении научно-учебных работ, научных исследований и оформлении их результатов в соответствии с общепринятыми нормами. Учебная программа предусматривает знакомство студентов со спецификой научного познания, принципами и методами научных исследований, а также методикой подготовки и оформления рефератов, курсовых и дипломных работ.
В итоге освоения курса студент должен знать:
― специфику науки, ее цели, функции, итоги, виды научных исследований;
― законы, принципы познания, общелогические, общенаучные и специальные методы исследования;
― основные приемы выбора актуальной темы для исследования и способы составления программы его проведения;
― алгоритмные поиски информации в документных источниках информации и в электронных информационных ресурсах;
― методы работы с текстом;
― методику подготовки и оформления учебно-научных работ.
В итоге освоения курса студент должен уметь:
― составлять программу научного исследования;
― анализировать научную литературу по теме исследования;
― оформлять цитаты и другие выписки из текста научной литературы;
― ссылаться на факты и оформлять библиографические ссылки на источники информации.

 

 Какие существуют определения понятия «наука»?

В научной литературе существуют различные определения понятия наука. Большинство современных ученых рассматривают ее в трех ипостасях: как специфическая сфера (вид) человеческой деятельности; социальный институт; совокупность (система) научных знаний. Однако при определении понятия наука исходят из первой и третьей ее сущностей. Например, белорусский философ и методолог В.К. Лукашевич пишет, что "Наука — это сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности" (1, С. 15). Второе определение науки как совокупности научных знаний звучит так "Наука как система знания — это совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности" (1, С. 15).

Всю совокупность познавательных действий людей принято подразделять на две группы: 1) деятельность, которая осуществляется в рамках конкретных видов деятельности человека (предметно-практической, коммуникативной, ценностно-ориентировочной) и 2) деятельность, которая ведется в рамках науки как особого вида деятельности человека, направленная на производство новых знаний об окружающей реальности. Следовательно, выделяется познание, накопленное вне науки, которое вырабатывается при создании определенной продукции, средств труда, художественных образов и т.д. и научное познание как система, в которой научная информация (знания) подчиняются общей структуре. Как система наука выступает в следующих формах: 1) в форме общественного сознания или осознания; 2) в форме общественной практики, включающей теории, методологии, кадровый потенциал, информационное обеспечение научных учреждений.

Давая определение понятия наука, П.Я. Панковская в курсе лекций "Методология научны исследований" (Мн., 2002) подчеркивает об необходимости при этом учитывать два обстоятельства: первое, наука представляет собой не просто сумму каких-либо знаний о реальном мире, а систему достоверно сформированных и проверенных положений о явлениях и их глубоких связях, это значит о законах природы и общества, сформулированных средствами особых понятий, суждений, умозаключений, которые носят название научные. Во-вторых, наука — это не клад любопытных людей, а итог деятельности всего человечества, она подчинена целям развития общественной практики. Научное познание, подчеркнем еще раз, это система познавательных действий, направленных на создание и теоретическую систематизацию знаний о природе, обществе, человеке, технике. По этой причине и сложились, как известно, следующие комплексы наук: естественные, социальные (или общественные), гуманитарные и технические науки.

Наука зародилась, следовательно, в ответ на общественные потребности в знаниях, однако дальнейшее ее развитие продолжалось не только под воздействием социально-экономических факторов, но и под воздействием внутренних детерминантов (закономерностей, идей и т.д.). Поэтому среди ученых существовало и до сих пор имеется две точки зрения: один автор считает, что наука развивается по своим внутренним законам (так называемый интерналистский подход), другие отстаивают положение, что наука развивается под воздействием внешних социально-экономических факторов (так званый экстерналистский подход). Видимо более правильным следует считать, что это две закономерности развития науки. К такому выводу подошел и известный российский методолог науки Г.И. Рузавин (С.27-28).

 

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере