link5032 link5033 link5034 link5035 link5036 link5037 link5038 link5039 link5040 link5041 link5042 link5043 link5044 link5045 link5046 link5047 link5048 link5049 link5050 link5051 link5052 link5053 link5054 link5055 link5056 link5057 link5058 link5059 link5060 link5061 link5062 link5063 link5064 link5065 link5066 link5067 link5068 link5069 link5070 link5071 link5072 link5073 link5074 link5075 link5076 link5077 link5078 link5079 link5080 link5081 link5082 link5083 link5084 link5085 link5086 link5087 link5088 link5089 link5090 link5091 link5092 link5093 link5094 link5095 link5096 link5097 link5098 link5099 link5100 link5101 link5102 link5103 link5104 link5105 link5106 link5107 link5108 link5109 link5110 link5111 link5112 link5113 link5114 link5115 link5116 link5117 link5118 link5119 link5120 link5121 link5122 link5123 link5124 link5125 link5126 link5127 link5128 link5129 link5130 link5131 link5132 link5133 link5134 link5135 link5136 link5137 link5138 link5139 link5140 link5141 link5142 link5143 link5144 link5145 link5146 link5147 link5148 link5149 link5150 link5151 link5152 link5153 link5154 link5155 link5156 link5157 link5158 link5159 link5160 link5161 link5162 link5163 link5164 link5165 link5166 link5167 link5168 link5169 link5170 link5171 link5172 link5173 link5174 link5175 link5176 link5177 link5178 link5179

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Научное исследование в методологическом осмыслении

Научное исследование в методологическом осмыслении

 

Понятие "научное исследование"

Научное исследование, по определению В.К. Лукашевича, это один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний в соответствии с характером объекта и предмета исследования, его целей, задач конкретной проблемы (темы, вопроса). По отношению к научному познанию в целом научное исследование представляет собой особый процесс, специфика которого заключается в четкой выделенности объекта, предмета, проблемы, целей, задач, методов. Наука характеризуется деятельностью по получению новых знаний, т.е. целенаправленным процессом движения от незнания к знанию, от знания неполного, ограниченного, ко все более полному, общему и точному знанию посредством изучения объективной реальности. "Отдельный акт этого процесса, — пишет Я.С. Яскевич — направленный на приращение объективно истинного и логически обоснованного знания в соответствии с поставленной задачей, называется научным исследованием" (С. 400). В научном исследовании обычно выделяют его процессуальные и предметные элементы.

Предметные элементы научного исследования

К предметным элементам научного исследования относятся: объект исследования, предмет исследования, проблема и вопрос в структуре научного исследования, цели и задачи исследования, уровни научного исследования, результаты исследования. Объект исследования — это то, на что направлена творческая активность исследования, что противостоит ему как непознанное и неизвестное. Это определенный фрагмент реальности (практики или теории), например, библиотечного дела или библиотековедения, который представляет собой целостное явление или предмет, имеющие определенные свойства. Например, библиотечное обслуживание определенной группы читателей, комплектование фонда библиотеки, каталогизация, библиографическое обслуживание и т.д. и т.п. Как правило, в реальных научных исследованиях изучаются только определенные стороны, характеристики, параметры, аспекты объекта. Такого рода избирательное отношение к объекту фиксируется в понятии "предмет исследования". Основное содержательное отличие предмета научного исследования от объекта состоит в том, что в предмет включается лишь главное, наиболее существенные с точки зрения данного исследования признаки объекта, т.е. предмет всегда уже объекта. Например, Ю.Н. Столяров в монографии "Библиотека: функционально-структурный анализ" объектом является "библиотека", предметом — функции библиотеки и её структура.

В ходе научного исследования могут разрабатываться проблемы и вопросы. Проблемы — это целый комплекс вопросов, посредством которых фиксируется достигнутый уровень изученности объекта, и определяется направление дальнейшей работы. Например, информатизация публичных библиотек Министерства культуры, это крупная научно-практическая проблема, которая включает целый ряд вопросов: подготовка соответствующих кадров, программное обеспечение автоматизированных библиотечных систем, разработка формата, создание авторитетных файлов и т.д. Вопрос — это форма научного знания, фиксирующая его неполноту и содержащая установку на дополнение знания об объекте в определенном аспекте. Например, формирование информационной культуры в условиях публичной библиотеки. Крупные проблемы разрабатываются в докторских диссертациях, а иногда и в кандидатских. Вопросы исследуются в дипломных работах, магистерских диссертациях, кандидатских и т.д..

Цель исследования — это предвосхищение конечного результата исследования (не будет забывать, что результатом исследования является получение нового знания об объекте). Например, в кандидатской диссертации "Научно-технические библиотеки в системе информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятий" ставилась цель обосновать функции и задачи научно-технических библиотек в её структуре. Цель это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Задачи исследования — это подцели, совокупность конкретных целевых установок, необходимых для получения конечного результата исследования. Если продолжать приведенный пример с диссертации Е.Е. Довгополовай, то задачи она сформировала так: 1) определить сущность информационного обеспечение маркетинговой деятельности предприятий; выявить информационные аспекты маркетинга, уточнить содержания понятия "маркетинговая информация" и обосновать классификацию маркетинговой информации; 2) выявить существующий уровень информационного обеспечения маркетинга предприятий и определить направления совершенствования деятельности научно-технических библиотек в данной сфере; 3) обосновать организационно-функциональную модель информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятий с участием научно-технических библиотек; разработать и апробировать структурно-видовую модель информационных ресурсов и видовую модель информационных продуктов и услуг научно-технических библиотек, обеспечивающих маркетинговую деятельность предприятий; 4) выявить требования к содержанию профессиональной подготовки специалистов для научно-технических библиотек с учетом задач по информационному обеспечению маркетинговой деятельности предприятий и разработать рекомендации по совершенствованию подготовки кадров.

Цель исследования определяет его ориентацию на уровень исследования — теоретический или эмпирический (прикладной). Теоретическое исследование направлено на получение научных знаний о сущности объекта, его свойствах, функциях, принципах, структуре, закономерностях, терминологических категориях и т.д. Прикладное (практическое) исследование ориентируется в первую очередь на разработку методов, технологий, задач практической деятельности, на организацию и управление определенным видам деятельности.

Результат исследование — это приращенное знание, представляющее собой решение проблемы или вопроса. Он фиксируется в форме новых научных фактов, понятий, категорий, научной картины исследуемой реальности, а в идеале — в научной теории, концепции.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере