link4144 link4145 link4146 link4147 link4148 link4149 link4150 link4151 link4152 link4153 link4154 link4155 link4156 link4157 link4158 link4159 link4160 link4161 link4162 link4163 link4164 link4165 link4166 link4167 link4168 link4169 link4170 link4171 link4172 link4173 link4174 link4175 link4176 link4177 link4178 link4179 link4180 link4181 link4182 link4183 link4184 link4185 link4186 link4187 link4188 link4189 link4190 link4191 link4192 link4193 link4194 link4195 link4196 link4197 link4198 link4199 link4200 link4201 link4202 link4203 link4204 link4205 link4206 link4207 link4208 link4209 link4210 link4211 link4212 link4213 link4214 link4215 link4216 link4217 link4218 link4219 link4220 link4221 link4222 link4223 link4224 link4225 link4226 link4227 link4228 link4229 link4230 link4231 link4232 link4233 link4234 link4235 link4236 link4237 link4238 link4239 link4240 link4241 link4242 link4243 link4244 link4245 link4246 link4247 link4248 link4249 link4250 link4251 link4252 link4253 link4254 link4255 link4256 link4257 link4258 link4259 link4260 link4261 link4262 link4263 link4264 link4265 link4266 link4267 link4268 link4269 link4270 link4271 link4272 link4273 link4274 link4275 link4276 link4277 link4278 link4279 link4280 link4281 link4282 link4283 link4284 link4285 link4286 link4287 link4288 link4289 link4290 link4291

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Особенности подготовки, оформления и защиты дипломной работы

 Особенности подготовки, оформления и защиты дипломной работы.

 

Дипломная работа, по определению В.К. Лукашевича, «это вид учебно-исследовательской деятельности, ориентированной на развитие учения самостоятельно выполнять научный анализ вопросов, связанных со спецификой осваиваемой профессии» (2, с. 76). Дипломная работа является заключительным периодом обучения в высшей школе, так как она выполняется на выпускном курсе под руководством научного руководителя. Целью дипломной работы является: 1) не только систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, но практическое применение их при решении конкретных библиотечно-библиографических задач; 2) приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы; 3) овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

Для сбора необходимых материалов, изучения литературы, ее систематизации и т.д. отводится последний выпускной учебный год, однако студент не освобождается от учебного процесса. Поэтому требуется конкретный план самостоятельной работы, который включает:

― поиск научной и производственной литературы по теме дипломной работы;

― самостоятельное изучение и обобщение выявленной литературы, выписка необходимых идей, положений, фактов, цитат по типе исследования;

― проведение социологических исследований, экспериментов, расчетов;

― подготовка, оформление и предоставления на кафедру дипломной работы.

В дипломной работе студент должен показать:

― прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

― умение изучать и обобщать литературные источники, материалы (документы) библиотек; решать практические задачи, делать выводы и предложения;

― навыки проведения анализа и синтеза, владения современными информационными технологиями;

― умения грамотного применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий (2, с. 25).

Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ.

Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающими кафедрами и доводится до сведения студентов. Им предоставляется право выбора темы дипломной работы, или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. После выбора темы и ее утверждения студент вместе с научным руководителем составляет задание на выполнение дипломной работы. Оно подписывается студентом, преподавателем (руководителем дипломной работы) и утверждается заведующим кафедрой. Задание составляется в двух экземплярах, один из которых выдается студенту, а другой остается на кафедре и вместе с дипломной работой представляется к защите.

Структурными элементами дипломной работы являются: титульный лист, задание на выполнение дипломной работы, содержание (оглавление), введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение (при необходимости).

На титульном листе дипломной работы указывается университет и кафедра, где выполняется работа, название темы дипломной работы, исполнитель-студент, научный руководитель, допуск к защите заведующего кафедрой, место (город) и год выполнения.

Содержание отражает структуру дипломной работы с указанием страниц каждого ее элемента (главы, параграфа).

Во введении определяются: актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, используемые научные методы, указывается объем и дается аналитический обзор литературы, свидетельствующий о разработанности темы ранее и новизну автора диплома.

Основная часть дипломной работы имеет две или три главы, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на 2-3 параграфа. Первая глава посвящается теоретическим вопросам. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается, как правило, сущность, свойства, функции, принципы изучаемого объекта, различные подходы к его изучению, их оценка и излагается собственная позиция студента. Материалы этой главы служат в дальнейшем для обоснования методологии и методики конкретного анализа практической деятельности по определенному вопросу библиотечно-библиографической деятельности библиотек в определенных условиях. Вторая глава, следовательно, может быть посвящена характеристике конкретного направления (процесса) работы библиотеки. При этом студент не должен ограничиваться только констатацией фактов, форм, методов работы, используемых той или иной библиотекой, а вскрывать тенденции развития, недостатки и причины, их обусловившие, намечать пути их возможного устранения. Анализ работы библиотеки необходимо проводить на основании отчетов и библиотечной статистики, формуляров читателей, выполненных справок и т.д. и т.п. Если в дипломной работе только две главы, то во второй необходимо разработать предложения по улучшению организации, технологии и содержания деятельности библиотеки. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер и соответствовать возможностям (условиям) работы библиотеки (кадровым, экономическим). При наличии в структуре дипломной работы третьей главы — последняя может быть проектной. Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи (цели) на протяжении всей работы. Каждая глава должна завершаться краткими выводами, связанными с их содержанием (например, состоянием теоретической разработки вопросов темы, состоянием практики, прогнозом на будущее развитие).

В заключении последовательно излагаются выводы и предложения о решении определенного вопроса (проблемы) в целом, на основании обобщения (сопоставления) теоретических материалов и анализа практики деятельности определенного вида библиотек. Они должны быть четкими и краткими. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы, как по теории, так и по практике изучаемого вопроса.

При необходимости к дипломной работе могут быть приложения, в которых содержатся таблицы, графики, диаграммы, инструкции, методика, заполненные формы отчетности и другие документы.

Библиографическое описание использованной в дипломе работе литературы должно соответствовать ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Таким образом, учебно-научные работы, наряду с общими методологическими требованиями к научным исследованиям, имеют некоторую специфику, однако она в большинстве случаев связана с организационными вопросами, а не с содержанием самих работ.

Ключевые слова: реферат, контрольная работа, курсовая работа, дипломная работа, объект исследования, предмет, цель, задачи, научные методы, систематизация, интерпретация.

 

 

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере