link4884 link4885 link4886 link4887 link4888 link4889 link4890 link4891 link4892 link4893 link4894 link4895 link4896 link4897 link4898 link4899 link4900 link4901 link4902 link4903 link4904 link4905 link4906 link4907 link4908 link4909 link4910 link4911 link4912 link4913 link4914 link4915 link4916 link4917 link4918 link4919 link4920 link4921 link4922 link4923 link4924 link4925 link4926 link4927 link4928 link4929 link4930 link4931 link4932 link4933 link4934 link4935 link4936 link4937 link4938 link4939 link4940 link4941 link4942 link4943 link4944 link4945 link4946 link4947 link4948 link4949 link4950 link4951 link4952 link4953 link4954 link4955 link4956 link4957 link4958 link4959 link4960 link4961 link4962 link4963 link4964 link4965 link4966 link4967 link4968 link4969 link4970 link4971 link4972 link4973 link4974 link4975 link4976 link4977 link4978 link4979 link4980 link4981 link4982 link4983 link4984 link4985 link4986 link4987 link4988 link4989 link4990 link4991 link4992 link4993 link4994 link4995 link4996 link4997 link4998 link4999 link5000 link5001 link5002 link5003 link5004 link5005 link5006 link5007 link5008 link5009 link5010 link5011 link5012 link5013 link5014 link5015 link5016 link5017 link5018 link5019 link5020 link5021 link5022 link5023 link5024 link5025 link5026 link5027 link5028 link5029 link5030 link5031

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Что относится к частнонаучной (специальной) методологии

Что относится к частнонаучной (специальной) методологии (книговедения, библиотековедения, библиографоведения)?

 

И, наконец, рассмотрим частнонаучные методы. К ним относятся методы книговедения, библиотековедения и библиографоведения.

Вопросам общенаучных и специальных методов книговедения, библиотековедения, библиографоведения и информатики посвящена специальная статья И.Е. Баренбаума, В.С. Крейденко, В.П. Леонова (5). Кроме того, есть отдельные методологические работы по каждой из этих смежных дисциплин, а в последнее время в учебных пособиях по теории библиографии М.Г. Вохрышевой и И.Г. Моргенштерна имеются специальные главы. В учебнике Н.С. Карташова и В.В. Скворцова по библиотековедению и в учебнике по книговедению А.А. Беловецкой также присутствуют соответствующие главы. Остановимся на характеристике методов каждой из рассматриваемых научных и учебных дисциплин.

В названной выше статье авторы выделяют четыре специальных книговедческих метода: книговедческо-функциональный, предполагающий изучение роли книги в связи с читателем, т.е. как системы «книга — читатель» или «книга и общество». С помощью функционального метода выделяются учебные, коммуникативные, познавательные, эстетические, этические, идеологические и другие функции книги. Следует сказать, что этот метод является общенаучным, так как используется во многих социальных науках.

Книговедческо-тематический метод широко применяется в книговедении при изучении первичного и вторичного документальных потоков в тематическом, отраслевом разрезе в деятельности издательств, книготорговых организаций, в книжной статистике и т.д.

Метод структурно-типологического анализа лежит в основе видовой типологии изданий (он положен в основу создания госта на виды изданий, а также применяется во многих аналитико-тематических и историко-книжных исследованиях).

Особым специальным методом книговедения является типографический метод, предполагающий исследования книги как памятника материальной культуры и произведения полиграфической промышленности. Типографический метод служит инструментом сравнительного изучения книжной продукции, типографского и издательского дела. Несколько по-другому трактуют методы книговедения А.А. Беловицкая и А.А. Гречихин. Они считают типологический метод (или типологию) основным системным методом книговедения, который включает в себя все перечисленные методы книговедения, т.е. типология книги как система, которая включает общую типологию книги, функциональную типологию, специальную (тематическую) типологию и типологию отдельной книги и т.д..

В книговедении, библиотековедении и библиографоведении широко используется библиометрический метод, который связан с количественным анализом информационно-документных потоков. Количественный анализ проводится по комплексу параметров: тематическому, географическому, хронологическому, языковому, ведомственному, персоналогическому и др. На основе такого анализа дается оценка и сравнительный анализ библиографических пособий в различных аспектах, в том числе и с точки зрения определения степени отражения в них первичных документов. В библиотековедении такой анализ может послужить основанием для выводов, связанных с комплектованием фондов библиотек, в библиографоведении — для планирования систем библиографического обеспечения. М.Г. Вохрышева выделяет три группы библиометрических исследований:

1) анализ документально-информационных потоков на основе изучения текущих и ретроспективных библиографических пособий, в результате чего выявляется рассеяние и концентрация отраслевой информации, ранговое распределение различных источников информации, расхождение между реальным первичным источником и его библиографическим отражением;

2) исследование работ, анализирующих структуру и динамику первичных документальных потоков;

3) исследование баз данных, содержащих библиографическую информацию (4, С. 226).

В качестве специальных методов библиотековедения используются также методы практической деятельности. Они применяются или без каких-либо изменений, или в практические методы вводятся специальные элементы, увеличивающие возможность получения исследовательской информации. Для изучения читателей и работы с ними успешно используются методы анализа материалов библиотечной статистики, читательские формуляры, книжные формуляры, материалы справочно-библиографической работы, листки читательских требований, карточки обратной связи. Кроме того, в исследовательских целях можно использовать метод бесед с читателем, анализ литературно-художественных, литературно-музыкальных и других вечеров. Применяется анализ читательских автобиографий (биографий), портретов, характеристик, которые проводятся в соответствии с целями и задачами конкретного исследования по предварительно разработанной схеме.

При изучении фондов библиотек специальными методами являются статистический, библиографический, социологический.

В библиографоведении методы практической библиографической деятельности такие выступают (применяются) и в исследовательской деятельности. Библиографический метод, по определению М.Г. Вохрышевой, это совокупность приемов, направленных на поисково-ориентировочную деятельность в системе фиксированного знания. Значит, общий метод библиографии — это библиографическое ориентирование в документальном знании. В соответствии с этим специфическими методами являются: метод библиографического поиска или идентификации, метод библиографического свертывания (сжатия документального знания), метод библиографической группировки (упорядочение знания), метод оповещения или коммуникации (доведения знания о документе до потребителя), метод оценки или рекомендации (ценностно-ориентационная деятельность).

Метод библиографического поиска или идентификации используется (применяется) в самом начале любого исследования для выявления степени изученности той или иной темы (проблемы), в том числе при изучении библиографической деятельности, получившей отражение в печатных или электронных источниках информации. Кроме того, метод идентификации применяется для изучения системы библиографического обеспечения проблем науки, производства, культуры. Метод библиографического свертывания, а именно: библиографическое описание источников (документов), их анкетирование, реформирование, выделение предметных рубрик, ключевых слов, составление аналитического обзора по теме. Метод группировки библиографических записей (особенно по содержательному признаку в картотеке исследователя) позволяет выявить так называемые "белые пятна", т.е. не исследованные вопросы, темы, а также дает возможность управлять документированным знанием (без систематизации нельзя ориентироваться в знаниях). Методы коммуникации или оповещения, как известно, имеют обратную связь, т.е. оценку их пользователями, изучение которой позволяет делать выводы об эффективности библиографического информирования. Методы оценки (рекомендации) позволяют исследователю дифференцировать источники информации по критерию ее полезности в настоящее время для ученого (научная ценность, новизна, достоверность и др.). Таким образом, библиографические методы, по мнению М.Г. Вохрышевой, представляют собой "систему правил и приемов, квалифицированное использование которых обеспечивает полноту и точность отбора документов по исследуемой проблеме, рациональность путей поиска информации, научность группировки и оценки документального знания" (5, С. 250). Все это позволили М.Г. Вохрышевой сделать вывод, что библиографический метод можно и нужно трактовать как общенаучный, ибо он выполняет в процессе исследования эвристические функции, позволяющие стимулировать познавательную деятельность и способствующие повышению ее эффективности.

Ключевые слова: метод, методология, диалектический метод познания, логика науки, общенаучная методология познания, системный метод, деятельностный метод, классификация, типологизация, синергетический метод, герменевтика, моделирование, терминологический анализ, операционализация понятий, методы изучения документов, методы книговедения, методы библиотековедения, методы библиографоведения.

 

 


Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере