link4440 link4441 link4442 link4443 link4444 link4445 link4446 link4447 link4448 link4449 link4450 link4451 link4452 link4453 link4454 link4455 link4456 link4457 link4458 link4459 link4460 link4461 link4462 link4463 link4464 link4465 link4466 link4467 link4468 link4469 link4470 link4471 link4472 link4473 link4474 link4475 link4476 link4477 link4478 link4479 link4480 link4481 link4482 link4483 link4484 link4485 link4486 link4487 link4488 link4489 link4490 link4491 link4492 link4493 link4494 link4495 link4496 link4497 link4498 link4499 link4500 link4501 link4502 link4503 link4504 link4505 link4506 link4507 link4508 link4509 link4510 link4511 link4512 link4513 link4514 link4515 link4516 link4517 link4518 link4519 link4520 link4521 link4522 link4523 link4524 link4525 link4526 link4527 link4528 link4529 link4530 link4531 link4532 link4533 link4534 link4535 link4536 link4537 link4538 link4539 link4540 link4541 link4542 link4543 link4544 link4545 link4546 link4547 link4548 link4549 link4550 link4551 link4552 link4553 link4554 link4555 link4556 link4557 link4558 link4559 link4560 link4561 link4562 link4563 link4564 link4565 link4566 link4567 link4568 link4569 link4570 link4571 link4572 link4573 link4574 link4575 link4576 link4577 link4578 link4579 link4580 link4581 link4582 link4583 link4584 link4585 link4586 link4587

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Формы познания и виды научных исследований

Какие сложились формы познания и виды научных исследований?

 

В науке принято подразделять познавательные действия людей на две формы познания: чувственное познание, рациональное познание. Рассмотрим специфику каждой из этих форм.

Чувственное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредствам человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. В философской литературе иногда чувственное познание называют понятием «живое созерцание». Чувственное познание в свою очередь включает четыре формы, которые Вам известны уже из психологии (они там так и называются — познавательные процессы), а именно: ощущение, восприятие, представление и воображение.

Ощущение — это непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующие на органы чувств (зрительное ощущение, слуховое ощущение, обонятельное ощущение, вкусовое ощущение, осязательное ощущение, т.е. по типу анализаторов человека).

Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие более сложная форма чувственного познания, которая характеризуется такими свойствами как целостность, предметность, обобщенность, контактность, осмысленность, изобретательность.

Представление — это высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Это представление человека о минувших событиях, запомнившихся предметах, контактировавших с человеком людей и т.д.

Воображение — это форма чувственного познания или процесс создания новых образцов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Воображение по степени активности подразделяют на активное и пассивное. Формой проявления активности воображения являются мечты. Мечты — отодвинутое во времени желание.

Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредствам мыслительной деятельности человека. Основное его отличие от чувственного познания состоит в том, что оно:

1) строится на объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне;

2) направлено на отражение общих свойств познаваемых предметов, т.е. отвлечение от их единичных свойств;

3) непосредственная связь рационального познания с языком, ибо язык является материальной оболочкой мысли (В.К. Лукашевич).

Основными формами рационального познания являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках или по-другому — это совокупность существенных признаков предмета. Например, понятие «библиотечный каталог» — перечень библиографических описаний документов, имеющихся в фонде библиотеки или группе библиотек, составленный по определенному плану и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.

Суждение — Это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом или его признаком или отношение между предметами, которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Например, библиографическая продукция по признаку содержания документов подразделяется на виды: универсальная, отраслевая, тематическая и т.д.

Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Например, в каждом регионе есть потребность в информации, не связанной с регионом (по общим вопросам развития науки и практики). В каждом регионе есть, естественно, потребность в информации о своем регионе. Два суждения.

Умозаключение. Информационные потребности региона имеют в своей структуре два уровня: общий и региональный. Значит, ИП региона и региональные ИП соотносятся между собой как целое и часть.

Процесс рационального познания регулируется законами и требованиями логики, а также правилами понятийно-логического рассуждения, т.е. выводами следствий из посылок в умозаключения.

Рациональное познание не исчерпывается рассмотренными процессами. Оно включает в себя и такое явление как интуицию или внезапное постижение искомого результата при неосознанности и неподконтрольности путей, ведущих к этому результату. В логике под интуицией понимается «сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы». Продуктивная функция интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории науки и техники. Однако интуитивно полученные знания не всегда включаются в систему знаний (отсутствие доказательств и проверка их на практике порой не позволяют их считать истинными).

Существуют различные виды или типы научных исследований, в основу которых положены те или иные методы исследования. В зависимости от критерия связи науки с запросами практики все исследования ученые делят на три вида: фундаментальные, прикладные и разработки. К фундаментальным исследованиям обычно относят изучение природы (естественные и точные науки). Здесь преобладают методы общелогические и общенаучные теоретические методы. Прикладные исследования выявляют способы включения уже познанных законов и закономерностей в практическую деятельность. Здесь обязателен непосредственный контакт с изучаемыми явлениями (практикой), информация о которых может быть получена только в результате определенных операций с ними.

Разработки направлены на внедрение новых технологий, методов в практическую деятельность (в библиотечном деле это деятельность методических служб).

В учебном пособии по методологии научных исследований В.К. Лукашевича (1) выделяется два вида научных исследований: теоретические и эмпирические. Эмпирическое исследование (от латинского experimentum — проба, испытание) означает научно поставленный опыт наблюдения вызначенного явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом, управлять им, воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Теоретический уровень (или вид) исследования отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. В теоретических исследованиях ученый оперирует интеллектуально контролируемым (идеальным) объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне — реальным объектом. Однако в действительности эти два вида исследований (эмпирический и теоретический) не исключают, а дополнят друг друга. Поэтому существует третий вид исследований: смешанный (одна глава или часть является эмпирической, а вторая теоретической или наоборот).

По другому признаку, например аспект науки, исследования могут подразделяться на теоретические, исторические, методологические, технологические, методические, организационно-управленческие.

Разновидностью исторических исследований является — историко-биографические исследования, посвященные изучению научного вклада определенной личности в развитие науки и практики. Например, монография Л.М. Равич «Г.Н. Геннадии (1826-1880)», вышедшая в серии «Деятели книги» и посвященная его библиографической деятельности.

Таким образом, научная деятельность, как по форме, так и по содержанию имеет свою специфику, которая позволяет ее рассматривать, по мнению доктора философских наук В.К. Лукашевича, в пяти ипостасях: 1) наука как специфический вид деятельности; 2) наука как система знаний; 3) наука как социальный институт; 4) наука как производительная сила; 5) наука как форма общественного сознания.

Науки, которые призваны сформировать у студентов ФИДК профессиональный когнитивный уровень: книговедение, документоведение, библиотековедение, библиографоведение относятся к общественным (или социальным) наукам, а если в них рассматриваются явления и факты на индивидуальном (личностном) уровне, то они связаны с гуманитарными науками.

Ключевые слова: наука, знание, научное знание, чувственное познание, рациональное познание, научный язык, ощущение, восприятие, представление, воображение, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, теоретическое исследование, эмпирическое исследование.

 

 


Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере