Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Методология научного познания

 Методология научного познания

 

 

Что означает понятие «метод» и «методология»?

Метод — это нормативное знание или, что то же самое, сердцевина научной деятельности, в нем находят отражение все её грани. Но метод — лишь один из видов нормативного знания. Наряду с ним к нормативному знанию относят принципы, программу, норму, идеал познавательной деятельности и др., а также стиль научного мышления.

Наиболее адекватное понимание сущности научного метода — представление о нем как форме познавательной деятельности.

В научной литературе существует множество определений понятия "метод". Само слово "метод" происходит от греческого методос — путь, способ исследования, обучения, действия. В философском энциклопедическом словаре термину "метод" даются такие определения: “метод — 1) способ построения и обоснования системы философского знания; 2) совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности”.

Однако есть и другие дефиниции. Например, доктор философских наук Я.С. Яскевич пишет "… метод — это система регулятивных принципов и приёмов, с помощью которых достигается объективное познание деятельности" (2, с.358).

Понятие "методология" обыкновенно определяется как учение о методах научно-познавательной деятельности. Однако методологию нельзя сводить только к исследованию методов (операций). Более широкое понимание этого понятия сводится к тому, что методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, то есть совокупность тех исходных философских, общенаучных и частнонаучных идей, законов, принципов, научных подходов, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

 В чем сущность философско-методологического анализа науки?

Теперь остановился на роли философских методов в исследовании и развитии книжного и библиотечного дела, библиографии. Философия представляет собой метанаучный уровень регулятивного знания. По справедливому замечанию М.Г. Вохрышевой, ни одно теоретическое рассуждение библиографоведов не строится без опоры на те или иные философские категории, законы, принципы. К числу таких категорий относится: "раздельность" и "связь", "отношения и свойства", "движение", "единичное и общее", "качество и количество", "причина и следствие", "структура", "форма и содержание", "элемент и структура", "функция и структура", "закон и закономерность".

Традиционным для наших наук (книговедение, библиотековедение, библиографоведение) является диалектический метод познания. Он требует всестороннее изучать библиотечно-библиографические процессы и явления (принцип всесторонности), вскрывать имеющиеся между ними взаимосвязи внешнего и внутреннего характера, рассматривать процессы и явление в движении, развитии; видеть в них переход количественных изменений в качественные (известный закон перехода количества в качество и наоборот); вскрывать внутренние противоречия, единство противоположностей (закон единство и взаимодействие противоположностей) и на этой основе движущие силы изучаемых явлений и процессов, руководствоваться в познании законом отрицания, анализировать в единстве теорию и практику изучаемых явлений, так как практика является источником познания и критерием его истинности. Диалектика, кроме перечисленного, вооружает исследователя такими принципами как единство логического и исторического, опора на принцип историзма, детерминизма, принцип единства анализа и синтеза, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип восхождения от единичного к общему и обратно. Например, применительно к библиографии принцип восхождения от абстрактного к конкретному конструктивно реализовал О.П. Коршунов в обосновании документографической концепции в библиографоведении.

Существенное значение для нашего комплекса наук и областей деятельности имеет принцип детерминизма, который гласит, что все общественные явления носят социально-детерминированный характер, то есть они обусловлены информационными потребностями общества, отдельных его групп и индивидов.

Существенное значение для теории наших наук имеет идея о том, что источником развития человека как личности, кроме его индивидуальной активности, находится и вне человека, что его формирование происходит по определенной "социальной программе" под влиянием общественной среды и системы образования. Это стимулирует исследователя изучать те социально-культурные факторы, которые оказывают влияние на человека.

Теснейшим образом с философией науки связана логика науки. Она является по существу одним из направлений или разделов философской науки. Логика науки занимается исследованием логических законов и закономерностей научного познания, способов построения научных теорий, понятий, суждений, умозаключений (вспомним основные законы логики: закон тождества, не противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

Таким образом, функции философии в научном познании можно подразделять на два уровня:

1) методологические (нормативно-организующая, технологическая, ценностно-этическая, эвристическая);

2) мировоззренческая (гносеологическая, социально-историческая).

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере