link4588 link4589 link4590 link4591 link4592 link4593 link4594 link4595 link4596 link4597 link4598 link4599 link4600 link4601 link4602 link4603 link4604 link4605 link4606 link4607 link4608 link4609 link4610 link4611 link4612 link4613 link4614 link4615 link4616 link4617 link4618 link4619 link4620 link4621 link4622 link4623 link4624 link4625 link4626 link4627 link4628 link4629 link4630 link4631 link4632 link4633 link4634 link4635 link4636 link4637 link4638 link4639 link4640 link4641 link4642 link4643 link4644 link4645 link4646 link4647 link4648 link4649 link4650 link4651 link4652 link4653 link4654 link4655 link4656 link4657 link4658 link4659 link4660 link4661 link4662 link4663 link4664 link4665 link4666 link4667 link4668 link4669 link4670 link4671 link4672 link4673 link4674 link4675 link4676 link4677 link4678 link4679 link4680 link4681 link4682 link4683 link4684 link4685 link4686 link4687 link4688 link4689 link4690 link4691 link4692 link4693 link4694 link4695 link4696 link4697 link4698 link4699 link4700 link4701 link4702 link4703 link4704 link4705 link4706 link4707 link4708 link4709 link4710 link4711 link4712 link4713 link4714 link4715 link4716 link4717 link4718 link4719 link4720 link4721 link4722 link4723 link4724 link4725 link4726 link4727 link4728 link4729 link4730 link4731 link4732 link4733 link4734 link4735

Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере — Методология научного познания

 Методология научного познания

 

 

Что означает понятие «метод» и «методология»?

Метод — это нормативное знание или, что то же самое, сердцевина научной деятельности, в нем находят отражение все её грани. Но метод — лишь один из видов нормативного знания. Наряду с ним к нормативному знанию относят принципы, программу, норму, идеал познавательной деятельности и др., а также стиль научного мышления.

Наиболее адекватное понимание сущности научного метода — представление о нем как форме познавательной деятельности.

В научной литературе существует множество определений понятия "метод". Само слово "метод" происходит от греческого методос — путь, способ исследования, обучения, действия. В философском энциклопедическом словаре термину "метод" даются такие определения: “метод — 1) способ построения и обоснования системы философского знания; 2) совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности”.

Однако есть и другие дефиниции. Например, доктор философских наук Я.С. Яскевич пишет "… метод — это система регулятивных принципов и приёмов, с помощью которых достигается объективное познание деятельности" (2, с.358).

Понятие "методология" обыкновенно определяется как учение о методах научно-познавательной деятельности. Однако методологию нельзя сводить только к исследованию методов (операций). Более широкое понимание этого понятия сводится к тому, что методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, то есть совокупность тех исходных философских, общенаучных и частнонаучных идей, законов, принципов, научных подходов, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

 В чем сущность философско-методологического анализа науки?

Теперь остановился на роли философских методов в исследовании и развитии книжного и библиотечного дела, библиографии. Философия представляет собой метанаучный уровень регулятивного знания. По справедливому замечанию М.Г. Вохрышевой, ни одно теоретическое рассуждение библиографоведов не строится без опоры на те или иные философские категории, законы, принципы. К числу таких категорий относится: "раздельность" и "связь", "отношения и свойства", "движение", "единичное и общее", "качество и количество", "причина и следствие", "структура", "форма и содержание", "элемент и структура", "функция и структура", "закон и закономерность".

Традиционным для наших наук (книговедение, библиотековедение, библиографоведение) является диалектический метод познания. Он требует всестороннее изучать библиотечно-библиографические процессы и явления (принцип всесторонности), вскрывать имеющиеся между ними взаимосвязи внешнего и внутреннего характера, рассматривать процессы и явление в движении, развитии; видеть в них переход количественных изменений в качественные (известный закон перехода количества в качество и наоборот); вскрывать внутренние противоречия, единство противоположностей (закон единство и взаимодействие противоположностей) и на этой основе движущие силы изучаемых явлений и процессов, руководствоваться в познании законом отрицания, анализировать в единстве теорию и практику изучаемых явлений, так как практика является источником познания и критерием его истинности. Диалектика, кроме перечисленного, вооружает исследователя такими принципами как единство логического и исторического, опора на принцип историзма, детерминизма, принцип единства анализа и синтеза, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип восхождения от единичного к общему и обратно. Например, применительно к библиографии принцип восхождения от абстрактного к конкретному конструктивно реализовал О.П. Коршунов в обосновании документографической концепции в библиографоведении.

Существенное значение для нашего комплекса наук и областей деятельности имеет принцип детерминизма, который гласит, что все общественные явления носят социально-детерминированный характер, то есть они обусловлены информационными потребностями общества, отдельных его групп и индивидов.

Существенное значение для теории наших наук имеет идея о том, что источником развития человека как личности, кроме его индивидуальной активности, находится и вне человека, что его формирование происходит по определенной "социальной программе" под влиянием общественной среды и системы образования. Это стимулирует исследователя изучать те социально-культурные факторы, которые оказывают влияние на человека.

Теснейшим образом с философией науки связана логика науки. Она является по существу одним из направлений или разделов философской науки. Логика науки занимается исследованием логических законов и закономерностей научного познания, способов построения научных теорий, понятий, суждений, умозаключений (вспомним основные законы логики: закон тождества, не противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

Таким образом, функции философии в научном познании можно подразделять на два уровня:

1) методологические (нормативно-организующая, технологическая, ценностно-этическая, эвристическая);

2) мировоззренческая (гносеологическая, социально-историческая).

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Основы научно-исследовательской работы в библиотечной сфере