Лекции по зоопсихологии. Часть 3 — Ритуализация
- Лекции по зоопсихологии. Часть 3
- Типы поведения при конфликте
- История развития представлений о смещенной активности
- Гипотеза растормаживания
- Положения теории Д.Мак-Фарленда
- Ритуализация
- Особенности ритуализации
- Коммуникация
- Какой вид информации может передаваться?
- Отличия в коммуникации животных и человека
- Социальное поведение
- Факторы организации сообществ
- Территориальность
- Формы общественного поведения
- Стадии развития психики по Леонтьеву
- Перцептивная психика
- Стадия интеллекта
- Язык животных
- Коммуникационное поведение приматов в природе и в условиях эксперимента
- Особенности языка шимпанзе
Ритуализация и коммуникация
Ритуализация.
Джулиан Хаксли, один из учителей К.Лоренца, в результате своих исследований, проведенных на чомге, обнаружил интересный факт: некоторые действия в процессе филогенеза утрачивают свою собственную, первоначальную функцию и превращаются в чисто символические церемонии, несущие коммуникативную функцию. Этот эволюционный процесс он назвал ритуализацией.
Рассмотрим, как может в принципе возникнуть в филогенезе определенный ритуал на примере эволюции ухаживания у мух семейства толкунчиков. У некоторых видов этого семейства в процессе эволюции развился очень интересный брачный ритуал, который К.Лоренц описывает следующим образом: “самец непосредственно перед спариванием вручает своей избраннице пойманное им насекомое подходящих размеров. Пока она занята тем, что вкушает этот дар, он может ее оплодотворить без риска, что она съест его самого; а такая опасность у мухоядных мух несомненна, тем более что самки у них крупнее самцов. Без сомнения, именно эта опасность оказывала селекционное давление, в результате которого появилось столь замечательное поведение”. Интересно то, что аналогичные ритуалы встречаются у других видов этого семейства мух, но они претерпели в процессе эволюции некоторые существенные изменения. Так, у одного североамериканского вида этого семейства самцы тоже преподносят самке добычу, но в виде белого шелкового шара, в который вплетаются пойманные насекомые. У альпийской мухи-портного этого же семейства самцы вообще никаких насекомых не ловят, а ткут только маленькую вуаль, которую растягивают в полете между лапками. Причем самка, получая символический подарок без съедобного содержимого, реагирует на этот фетиш ничуть не хуже, чем их прародительницы реагировали на сугубо материальные дары в виде съедобной добычи. В этом ряду можно отчетливо проследить, как изменяется форма ритуала, которая из развернутого ухаживания с подарком в виде пищи превращается в некий символический акт, который несет чисто коммуникативную функцию.
Исследуя подобные факты ранние этологи, в особенности Н.Тинберген, разработали теорию ритулизации.
Теория ритуализации.
Ритуализация — это эволюционный процесс, благодаря которому определенные комплексы поведения модифицируются таким образом, чтобы осуществлять коммуникативную функцию.
Какие формы поведения могут ритуализоваться?
Тинберген считал, что существует три главных поставщика ритуалов. Это, во-первых, так называемые, движения намерения. Эти движения представляют собой незавершенный поведенческий комплекс, который несет потенциальную информацию о том, что животное собирается совершить определенные действия. Например, когда птица собирается взлететь, она сначала приседает, поднимает хвост и вытягивает голову. Если птица взлетает без совершения этих движений, то другие интерпретируют это как сигнал опасности. Во-вторых, это смещенная активность. Например, смещенная активность в виде чистки перьев у самцов некоторых птиц (кряквы) в процессе эволюции стала нести коммуникативную функцию. Выполнение этого поведения стало служить сигналом для самок этих видов, что самец готов к спариванию. Если раньше данная смещенная активность была просто побочным эффектом конфликта противоположных стремлений, то в процессе ритуализации она приобрела важную коммуникативную функцию. В-третьих, переадресованная активность. Предполагают, что некоторые демонстрации у крачек могли произойти из переадресованных атак. Сейчас принято считать, что сигналы могут возникать почти из любой подходящей формы поведения. Еще Дарвин отмечал, что некоторые защитные реакции у млекопитающих играют определенную роль в их коммуникации. Например, сужение глаз, прижатие ушей и вздыбливание волос на шее — это оборонительные рефлексы, которые в норме призваны защищать органы чувств в момент опасности. Но они, кроме этого, служат источником информации для других животных, которые могут интерпретировать эти движения как сигналы страха или гнева. Таким образом, любые действия, которые являются потенциальным источником информации для других животных, могут превратиться в ритуализованные.
Лоренц обращает внимание на то, что ритуализация — это один из самых быстрых эволюционных процессов. Об этом свидетельствуют выраженные различия ритуальных движений у некоторых довольно близких между собой видов. Изучение особенностей ритуалов, таким образом, имеет большое значение для эволюционистов, так как помогает определить филогенетические отношения внутри малых таксонов, то есть между видами, входящими в одно семейство или род.