Лекции по зоопсихологии. Часть 3 — Стадии развития психики по Леонтьеву

Стадии развития психики по Леонтьеву


Введение.

В данной лекции будет проведен анализ проблемы развития психики в филогенезе. Сначала мы рассмотрим концепцию А.Н.Леонтьева о трех этапах в эволюции психики, а в следующей лекции проследим развитие двигательной активности, нервной системы и поведения, начиная с одноклеточных животных и кончая млекопитающими.

А.Н.Леонтьев в своей концепции эволюции психики исходил из следующего основного положения. Каждая новая ступень психического развития начиналась с усложнения взаимодействия организма с внешней средой (то есть, деятельности). Именно усложнение деятельности, по его глубокому убеждению, приводило к усложнению психического отражения; при этом качественные скачки в психическом развитии животных в филогенезе были связаны с кардинальным изменением процессов взаимодействия их с внешней средой. В свою очередь, новая форма психического отражения приводила к дальнейшему развитию и усложнению деятельности. Получается нечто вроде развития по спирали. Он утверждал, что “всякое отражение формируется в процессе деятельности животного; таким образом, будет отражаться в ощущениях животных воздействующее на него свойство предмета, определяется тем, связано ли реально животное в процессе приспособления к среде, в своей деятельности с этим предметом и как именно оно с ним связано. С другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Понятно, что основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающего его с объективной действительностью; вторичным, производным оказывается психическое отражение воздействующих свойств этой действительности”.

А.Н.Леонтьев обратил также внимание на то, что биологическое и психическое развитие животных может не совпадать. То есть, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития, не обязательно обладает развитой психикой. Например, с его точки зрения, некоторые одноклеточные животные организмы превосходят по уровню психического развития некоторых многоклеточных, в частности, кишечно-полостных животных.

А.Н.Леонтьев выделял три стадии развития психики в филогенезе: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта.

Элементарная сенсорная психика

Примитивные одноклеточные гетеротрофы, с которых началось развитие царства животных, находились на самой низшей стадии развития психики, которую А.Н.Леонтьев назвал стадией элементарной сенсорной психики. Элементарная сенсорная психика, с его точки зрения, присуща также примитивным многоклеточным организмам (гидрам, медузам, червям), а также и более сложноорганизованным животным, например, членистоногим и некоторым группам хордовых.

Для того чтобы понять в чем особенности психического отражения на стадии элементарной сенсорной психики нужно проанализировать особенности деятельности, характерной для животных, находящихся на этой стадии развития психики. Обратимся к примеру, который приводит А.Н.Леонтьев в своей книге “Проблемы развития психики”. Рассмотрим охоту паука: паук при попадании в его ловчую сеть какого-либо насекомого воспринимает вибрацию нитей сети и направляется в сторону источника этой вибрации. Затем он убивает жертву ядом своих желез, опутывает ее коконом и впрыскивает туда пищеварительный секрет, который переваривает пищу. Что вызывает это поведение? Вибрация или вид насекомого? Жизненно важный или нейтральный признак этой ситуации? Второй вопрос - на что направлена эта деятельность? На вибрацию или на жизненно важный признак этой ситуации — на насекомое? Оказывается то, что вызывает эту деятельность и то, на что она направлена есть вибрация, а не насекомое. Это доказывается следующим опытом. Если к паутине прикасаться звучащим камертоном, то паук ведет себя точно также, как, если бы это было какое-нибудь насекомое. Он устремляется к нему, оборачивает его паутиной и пытается даже нанести удар челюстями. В обычной ситуации камертон никогда не вызывает такой внешней активности паука. Подобное поведение паук обнаруживает с различными другими предметами, которые вызывают вибрацию паутины. Из этого эксперимента видно, что охота у паука регулируется единственным свойством — вибрацией, которое приобрело в процессе эволюции биологический смысл. Анализируя данное пищедобывательное поведение насекомого, А.Н.Леонтьев предположил, что отражение во время этой деятельности имеет форму чувствительности к отдельному воздействующему свойству — к вибрации. Таким образом, отражается не весь предмет, а какое-то его отдельное свойство или совокупность свойств. Почему? Если бы паук во время этой деятельности отражал не какое-нибудь одно свойство стимульной ситуации, в частности, вибрацию, а вибрирующий предмет как нечто целостное, которое состоит не только из вибрации или суммы других свойств, то он бы не стал совершать бессмысленные движения нападения по отношению к камертону.

Отражение животных, стоящих на этой стадии развития психики, подчиняется закону разнородной суммации, который, как было показано выше, установил на основании экспериментов на бабочках Н.Тинберген. Согласно одной из интерпретаций этого закона, субъективно внешний мир для организма — это набор отдельных ощущений, отражающих отдельные признаки и свойства. Например, для самца бабочки бархатницы самка — это совокупность таких признаков, как светлость, размер и подвижность. Если предмет обладает хотя бы одним из этих признаков в соответствующем количественном выражении, то он воспринимается как объект для преследования и спаривания.

Таким образом, стадия элементарной сенсорной психики, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами. Во-первых, деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству или совокупности свойств стимульной ситуации. Во-вторых, отражение действительности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Лекции по зоопсихологии. Часть 3