Лекции по зоопсихологии. Часть 3 — Территориальность

Территориальность


Территориальность — это такой принцип организации сообществ, при котором постоянный обитатель определенной территории пользуется на ней правом первенства по отношению к каким-либо ресурсам, не принадлежащим ему в других областях. Другими словами, особь, находящаяся на своей территории, является доминантной по отношению ко всем другим, проникающим на ее участок. Примером территориального поведения служит поведение самца колюшки. В период нереста самец покидает стаю, занимает определенную территорию и охраняет ее от вторжения других особей.

Типы территориальной организации чрезвычайно разнообразны. Известный социобиолог Уилсон различает следующие пять типов:

Тип А. Обширная охраняемая область, в пределах которой животные находят себе убежище, ухаживают, спариваются, выращивают потомство и собирают пищу. Это характерно для некоторых насекомоядных птиц, мелких млекопитающих и т.д.

Тип Б. Обширная охраняемая область, в пределах которой происходит все, что связано с размножением, но которая не служит главным местом сбора пищи. Это наблюдается, например, у козодоев и тростниковых камышовок.

Тип В. Небольшая охраняемая территория вокруг гнезда. Примерами являются многие колониальные птицы.

Тип Г. Территории, на которых происходит образование пар и спаривание. Можно сказать, что это “территории любви”. Такое наблюдается, например, у тетеревов, болотных козлов и т.д.

Тип Д. Места для ночлега и убежища. Такой тип территории встречается у домашних голубей, скворцов, у летучих мышей.

Функция доминирования и территориальности.

Доминирование и территориальность — это те факторы, которые стабилизируют определенную структуру сообщества, так как устраняют жесткую конкуренцию особей сообщества за какие-либо ресурсы (за пищу, хорошее место, красивую самку и т.д.). Эти факторы можно сравнить с законами морали и права человеческого общества, которые выполняют в нем аналогичную функцию.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Лекции по зоопсихологии. Часть 3