Лекции по зоопсихологии. Часть 3 — Гипотеза растормаживания

Гипотеза растормаживания

Разберем эту гипотезу на следующем примере. У гнездящихся чаек при их испуге возникает конфликт между стремлением остаться в гнезде и стремлением к бегству. Этот конфликт часто выливается в смещенную активность в виде чистки оперенья. Было замечено, что такое смещенное поведение продолжается более длительное время, если перья действительно заслуживают того, чтобы их почистили, например, если они мокрые или грязные. Суть гипотезы состояла в следующем.

За каждый вид поведения в головном мозге отвечает какой-либо нервный центр или их совокупность. Допустим, что центр А управляет поведением убегания, центр В поведением, связанным с защитой, а центр С управляет движениями, связанными с чисткой перьев. При этом центры А и В оказывают друг на друга тормозящее действие, то есть, если возбужден центр А, то он тормозит центр В, благодаря чему не проявляется связанное с ним поведение, и наоборот. С другой стороны центры А и В оказывают тормозящее действие на центр С. В состоянии конфликта центры А и В взаимно тормозят друг друга, благодаря чему снимается их тормозящее действие на центр С, в результате чего начинает проявляться связанное с ним поведение. При этом, чем сильнее выражены внешние и внутренние причины, связанные с этим центром, тем более выражено данное поведение. Таким образом, равновесие между двумя конфликтующими центрами снижает их тормозящее воздействие на третий (более низкий по приоритету), связанный с ними центр, который получает возможность проявиться в форме соответствующего поведения.

Исследователем Роуэллом, одним из создателей этой гипотезы, были выдвинуты следующие условия проявления смещенной активности. Во-первых, должно наблюдаться состояние равновесия между двумя конкурирующими центрами. Во-вторых, должны присутствовать адекватные для данной смещенной активности внутренние и внешние причины, то есть должны присутствовать соответствующие внешние стимулы и соответствующая мотивация.

Гипотеза растормаживания критиковалась за то, что в ней, также как и у ранних этологов, использовался термин специфическая энергия. С другой стороны, она также не смогла объяснить некоторые факты. Известно, что смещенная активность проявляется не только в ситуациях, когда животное “разрывают” два противоположных стремления, но и в тех случаях, когда оно имеет какое-нибудь одно стремление, но не может его осуществить в силу определенных причин. Например, голодную птицу помещают в коридор, в конце которого находится пища. Но птица не может подойти к ней, так как ей преграждает путь стекло. В этом случае, как правило, проявляется отчетливая смещенная активность. Для объяснения таких фактов английский этолог Д.Мак-Фарленд выдвинул новую гипотезу, которая, в какой-то мере, является модификацией теории растормаживания.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Лекции по зоопсихологии. Часть 3