Лекции по зоопсихологии. Часть 3 — Формы общественного поведения

Формы общественного поведения


В поведении каждого отдельно взятого животного можно выделить индивидуальные формы поведения, например, пищедобывательное, строительное и т.д., а также социальные формы активности, к которым можно отнести коммуникацию, социальное облегчение, подражание и т.д. Охарактеризуем кратко некоторые формы общественного поведения, обратив особое внимание на агрессивное поведение.

Агрессивное поведение.

Агрессивное поведение животных привлекает внимание не только этологов, но также психологов и психиатров. Это связано с тем, что в современном обществе жизненно важное значение имеют вопросы, связанные с природой агрессивного поведения у человека.

Некоторые исследователи вслед за К.Лоренцом считают, как было уже сказано, что агрессия является врожденным признаком человека, которая досталась ему от его обезьяноподобных предков. Агрессивность животных и человека является наследуемым спонтанным стремлением, причем свойства этого стремления в большой степени сходны со свойствами биологических побуждений голода, жажды, страха и т.д. В своей книге “Агрессия” он пишет: “…знание того, что агрессия является подлинным инстинктом — первичным и направленным на сохранение вида, — позволяет нам понять, насколько она опасна. Главная опасность инстинкта состоит в его спонтанности. Если бы он был лишь реакцией на определенные внешние условия, что предполагают многие социологи и психологи, то положение человечества было бы не так опасно, как в действительности. Тогда можно было бы основательно изучить и исключить факторы, порождающие эту реакцию”. Лоренц считает, что агрессивные побуждения, если они не “разряжаются”, начинают накапливаться и могут спонтанно вылиться в агрессивный акт. Именно это свойство агрессии порождает, например, так называемую, “полярную болезнь” или “экспедиционное бешенство”. Он пишет, что такой спонтанный выход агрессивности происходит в преимущественно небольших группах людей, когда “они в силу обстоятельств … обречены общаться только друг с другом и тем самым лишены возможности ссориться с кем-то посторонним, не входящим в их товарищество… накопление агрессии тем опаснее, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга понимают и любят. В такой ситуации … все стимулы, вызывающие агрессию и внутривидовую борьбу, претерпевают резкое снижение пороговых значений. Субъективно это выражается в том, что на малейшие жесты своего лучшего друга — стоит ему кашлянуть или высморкаться — отвечает реакцией, которая была бы адекватна, если бы ему дал пощечину пьяный хулиган. Понимание физиологических закономерностей этого чрезвычайно мучительного явления хотя и предотвращает убийство друга, но никоим образом не облегчает мучений. Выход, который, в конце концов, находит Понимающий, состоит в том, что он тихонько выходит из барака (палатки, хижины) и разбивает что-нибудь, не слишком дорогое, но чтобы разлетелось на куски с наибольшим возможным шумом”.

Противники К.Лоренца, в частности, Эрих Фромм полагают, что большая часть агрессивных форм человека является следствием влияния социального общества, то есть приобретенной чертой. Даже если у агрессивности может быть определенная врожденная основа, ее проявление отнюдь не обязательно; оно в такой же степени зависит от опыта и внешних факторов, как и от внутреннего состояния животного. Понятно, что противоположность этих взглядов приводит к разности подходов в отношении возможности устранения или смягчения агрессивных черт в поведении современного человека.

Чтобы разобраться с вышеизложенными взглядами на природу агрессивного поведения, нужно, прежде всего, определить, что такое агрессия. В широком смысле данное понятие может охватывать не только внутривидовые, но и межвидовые взаимоотношения. В качестве одного из вариантов можно использовать определение Уилсона, который считал агрессией “физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи”.

С точки зрения полезности некоторые проявления агрессии вполне понятны. Когда животное борется за территорию, защищает потомство или добывает пищу биологическая функция агрессии ясна. Лоренц обращал внимание именно на эти типы агрессивного поведения. Иногда агрессию объяснить труднее. Например, она может возникнуть у крыс при боли, когда под действием слабого электрического тока животные начинают нападать на соседей по клетке, на которых ранее не обращали внимание. В данном случае предполагают, что причиной агрессии является состояние фрустрации. Фрустрация представляет собой такое состояние, которое вызывается непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению какой-либо задачи. У человека состояние фрустрации также может сопровождаться проявлением агрессии.

Исследователь Мойер предложил использовать дифференциальный подход к агрессии, который противостоит взгляду на агрессию как на некое “единое побуждение”. В качестве первого приближения он выделяет восемь классов агрессивного поведения:

1. агрессия хищника, вызываемая присутствием жертвы;

2. межсамцовая агрессия, наиболее резко проявляющаяся при встрече двух самцов, незнакомых друг другу;

3. агрессия, порождаемая страхом, которая характерна для животных, находящихся в неволе или загнанных в тупик;

4. агрессия при раздражении. Она отличается от других форм агрессии тем, что ее вызывают многочисленные разнородные стимулы, многие из которых, по всей видимости, неприятны животному;

5. защита территории, происходящая только в пределах той области, в которой данное животное обосновалось и которую оно охраняет от постороннего вторжения;

6. материнская агрессия со стороны самки в ответ на близость какого-либо фактора, угрожающего ее детенышам;

7. инструментальная агрессия — реакция, усвоенная в результате подкрепления каким-либо внешним фактором;

8. агрессия, связанная с полом. Она провоцируется теми же стимулами, которые вызывают половое поведение.

Таким образом, агрессию, по-видимому, нельзя считать единой формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение.

Наконец, попробуем ответить на вопрос: неизбежна ли агрессия у человека? С точки зрения К.Лоренца она неизбежна и поэтому наилучшим выходом является сублимация или направление агрессивных стремлений по менее вредоносным путям, нежели путь физического конфликта. Противники утверждают, что при соответствующем влиянии внешних факторов (воспитании) возможно полностью избежать агрессивных проявлений в поведении человека. Английский этолог Меннинг при сопоставлении этих точек зрения и анализа некоторых данных пришел к следующему предположению: “… у нас, по-видимому, нет оснований соглашаться с тем, что агрессивность человека неизбежна. Очевидно, мы должны признать, что у человека имеется некая, возможно, наследственная потенциальная агрессивность, однако при решении вопроса о неизбежности агрессии следует исходить из наличия у человека длительного периода развития в детстве, а также того сильного влияния, которое оказывает на человека родители и общество”.

Социальное облегчение.

Социальное облегчение — это феномен, состоящий в том, что одно лишь присутствие или поведение другой особи повышает вероятность, степень проявление или частоту какой-то формы поведения у другой особи.

Например, многие животные, питаясь в группе, съедают больше, чем при питании в одиночку. Так, если цыпленку дают возможность наесться досыта, а затем подсаживают его к другим цыплятам, которые продолжают есть, то сытая птица тоже начинает есть. Социальное облегчение определенного поведения можно обнаружить и при избегании животным вредной пищи. Например, если одна крыса ест данную пищу, то другие присоединяются к ней, но если она, обнюхав пищу, отвергает ее, то другие тоже от нее отказываются.

Подражание.

Подражание состоит в том, что животное научается какой-то реакции, изначальная реакция которой низка, в результате наблюдения за этой реакцией у другого животного. Присутствие другого животного оказывает здесь на поведение первого не только облегчающее, но и направляющее влияние. Подражание как форма социального поведения, как было уже сказано выше, играет большую роль в сообществах обезьян. В особенности это связано с развитием детенышей, которые многому научаются именно через подражание действиям родителей или других взрослых особей.

Кооперация.

Кооперация — объединение или взаимодействие 2-х или более животных для выполнения какой-либо задачи.

О возможности кооперации у приматов говорит следующий эксперимент. Шимпанзе сначала обучали поодиночке некоторой задаче, при выполнении которой они получали пищу. Они должны были нажимать четыре педали в определенном порядке: желтую, красную, зеленую и синюю. Если порядок нарушался, то животное награды не получало. Затем этих обезьян поместили в две клетки так, что каждая из них имела доступ только к двум из четырех педалей. В этой ситуации для того, чтобы получить пищу, животные должны были действовать совместно. Это проявилось в следующем: обезьяны наблюдали за действиями своего партнера и соответственно координировали свое поведение; они добивались от партнера необходимых действий, жестами показывая ему, что нужно нажать на ту или иную педаль. При отсутствии кооперации такого результата нельзя было бы добиться. Кооперация играет важную роль в жизни не только приматов, но и некоторых хищников. Например, она ярко проявляется в совместной охоте стаи волков.

Стремление животных держаться вместе или стадный инстинкт.

Животные многих видов проявляют тенденцию приближаться к особям того же вида и держаться около них. Возможность находиться вместе с особью своего вида может даже служить единственным подкреплением, когда животное обучают выполнению какой-либо задачи.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Лекции по зоопсихологии. Часть 3