Лекции по зоопсихологии. Часть 3 — Положения теории Д.Мак-Фарленда
- Лекции по зоопсихологии. Часть 3
- Типы поведения при конфликте
- История развития представлений о смещенной активности
- Гипотеза растормаживания
- Положения теории Д.Мак-Фарленда
- Ритуализация
- Особенности ритуализации
- Коммуникация
- Какой вид информации может передаваться?
- Отличия в коммуникации животных и человека
- Социальное поведение
- Факторы организации сообществ
- Территориальность
- Формы общественного поведения
- Стадии развития психики по Леонтьеву
- Перцептивная психика
- Стадия интеллекта
- Язык животных
- Коммуникационное поведение приматов в природе и в условиях эксперимента
- Особенности языка шимпанзе
Положения теории Д.Мак-Фарленда
Мак-Фарленд опирается на предположение, что мозг животного постоянно сравнивает истинные результаты разных поведенческих команд, возникающих в нем, с внутренним “ожиданием” этих результатов. Например, птица, попадающая в обстановку, где ее уже раньше кормили, “ожидает” аналогичного результата. Обычно ожидания животного бывают почти правильными, и сравнение с реальными результатами дает нулевое рассогласование. В противном случае возникает рассогласование, которое заставляет животное отключить внимание от тех стимулов, которые в это время регулируют его поведение. Животное переключает внимание на другие внешние факторы (например, на грязное оперение), которые запускают соответствующую активность, являющуюся в данном контексте смещенной. Но, на самом деле, это нормальная активность, которая регулируется соответствующими ей внешними и внутренним факторами, и для которой в мозге создается своя модель “ожидания”. Смещенная активность проявляется, как правило, в нетипичных для нее ситуациях, которые так или иначе отличаются от того, что животное обычно ожидает от такого поведения. Поэтому его внимание вскоре вновь переключается на первоначальную активность. Именно так можно объяснить тот факт, что смещенная активность, как правило, бывает незавершенной и более короткой по сравнению с обычными действиями. Таким образом, в данной гипотезе можно выделить следующие положения: во-первых, каждый данный момент у животного существует определенная ведущая активность, которая тормозит активности более низких приоритетов; во-вторых, в каждый данный момент внимание животного сосредоточено только на тех раздражителях, которым соответствует ведущая активность; в-третьих, при невозможности по каким-либо причинам осуществить ведущую активность внимание животного переключается на раздражители, которые соответствуют активности более низкого приоритета. Причина переключения внимания с точки зрения процессов, происходящих в мозге, понимается Д.Мак-Фарлендом как рассогласование между результатом и ожиданием. Фрустрация отвлекает внимание и этим самым вызывает растормаживание поведения, которое и проявляется в виде смещенной активности.
В качестве критики высказывается следующее замечание. Концепция внимания таит в себе ту опасность, что с помощью ее можно объяснить все, что угодно. Таким образом, механизм смещенной активности все еще остается до конца не понятым.