Лекции по зоопсихологии. Часть 3 — Коммуникационное поведение приматов в природе и в условиях эксперимента

Коммуникационное поведение приматов в природе и в условиях эксперимента


Коммуникация в природе.

Коммуникация играет очень большое значение в социальном поведении человекообразных обезьян. Можно привести следующие примеры, показывающие довольно высокий уровень развития способности передачи различного рода сообщений у приматов в природных условиях. У зеленой макаки, например, было обнаружено 36 различных звуков, из которых 23 выступают как различные сообщения для других членов группы. Например, у них есть сигналы, обозначающие питона, леопарда, африканского воинственного орла и т.д. Звуковые сигналы шимпанзе обладают еще большей дифференцированностью и сложностью. У них, например, существуют “крики радости”, звуки, сообщающие о приближении врага, звуки приветствия, звуки о приближении дождя и т.д. Хорошо развита у них передача информации с помощью различных поз, телодвижений, жестикуляции и мимических реакций. Например, поднятие передней лапы доминантным самцом является сигналом к остановке всех остальных членов группы. У них есть жесты, означающие приглашение к пище, жесты приветствия в виде объятий, похлопывания и т.д.

Главной причиной возникновения сложной системы коммуникации у приматов было увеличение эффективности решения различного рода групповых задач, например, при охоте, защите от врагов, перемещении в пространстве и т.д.

Важно отметить, что сложная система сигналов используется приматами, вероятно, только в качестве инструмента общения, но не используется как инструмент мышления. В природных условиях приматы не образуют наименований для явлений и предметов окружающей действительности. Означает ли это, что человекообразные обезьяны в принципе не способны к овладению понятийным языком? Как показали исследования, проведенные в 60-70-х годах, вероятно, это не так. У них существует потенциальные возможности к этому сложному виду психической деятельности. Остановимся более подробно на этих исследованиях.

Эксперименты по обучению приматов языку.

Сначала была сделана попытка обучить человекообразную обезьяну звуковой форме языка, то есть человеческой устной речи. Но эти попытки не привели к успеху. Например, шимпанзе по имени Вика за несколько лет сумела выучить и правильно выговаривать всего лишь три слова: “мама”, “папа” и “чашка”. Причиной этого было то, что речедвигательный аппарат человекообразных обезьян не приспособлен к произношению членораздельных звуков.

Более продуктивная попытка научить примата языку была сделана американскими исследователями супругами Гарднерами. Они попытались научить шимпанзе по имени Уошо языку глухонемых, где главным средством передачи информации являются различного рода жесты. Известно, что приматы способны к осуществлению довольны тонких движений лапами и пальцами, что благоприятствовало этой попытке. Результаты их эксперимента оказались поразительными. Позже были проведены исследования Д.Примаком на шимпанзе по имени Сара, которые тоже оказались успешными. Он в качестве знаков использовал различные маленькие пластмассовые фигурки, которые прикреплялись к доске. Каждая фигурка обозначала определенную вещь, свойство или процесс. Остановимся более подробно на этих экспериментах, используя в основном результаты исследований супругов Гарднеров.

Эксперименты супругов Гарднеров.

Американский вариант языка глухонемых (амеслан), которому обучали Уошо, включает 55 фигур, которые связаны с различным положением пальцев и рук. Обучение производилось следующим образом. Обезьяне показывали какой-либо предмет, а потом жест, который его обозначал. После этого экспериментатор складывал пальцы и лапы животного в соответствующий жест. Обучение началось в возрасте 11 месяцев и продолжалось до 5-ти летнего возраста.

Результаты эксперимента. За время обучения шимпанзе освоила 132 знака. Первыми ее словами были “смешно”, “щекотать” и “еще”. Более того, Уошо научилась комбинировать этими знаками, составлять цепочки из 2-5 слов. Первой такой комбинацией было словосочетание “дай сладкий”. К концу третьего года научения обезьяна объяснялась со своими воспитателями предложениями из трех слов. По многим критериям язык Уошо приближался к человеческой речи. Интерпретация этих экспериментов, предложенная Гарднерами, вызвала острейшую критику с целью доказать, что язык Уошо не имеет ничего общего с языком человека. Чтобы разобраться с этой проблемой, рассмотрим более подробно некоторые свойства языка шимпанзе.

Вы здесь: Главная Психология Подбор лекций по психологии Лекции по зоопсихологии. Часть 3