Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века
- Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века
- Система арабских телевизионных каналов: направление и проблематика
- Сетевые СМИ и терроризм.
- СМИ Финляндии
- Современное состояние Датской журналистики
- Особенности развития современной французской прессы.
- Формирование системы печати коммунистического Китая.
- Структура китайского радио и телевидения.
- Тенденции развития современных СМИ
- СМИ Польши
- Становление журналистики в Норвегии.
- Пресса ФРГ (1949 — 1990)
- Пресса ГДР (1949 — 1990)
- Становление периодической печати в Японии: от каварабан до национальных газет
- Японская пресса в 21 веке
- Национальные медиаконцерны Японии
- Манга
- Система телерадиовещания Японии
- Информационное противоборство. Основные исторические этапы.
- Понятие и сущность информационной войны. Задачи. Признаки.
- Виды информационного оружия
Тенденции развития современных СМИ
На сегодняшний день тенденции развития СМИ во многом обусловлены особенностями развития общества и государства.
Среди тенденций исследователи выделяют:
· Учет последствий глобализации информации;
· Возможность сочетания ее с региональным интересом и
· Взаимосвязь и взаимозависимость журналистики и экономики, как на уровне предприятий СМИ, так и на макроуровне.
Новые
· формы концентрации и монополизации СМИ,
· дальнейшая дифференциация и специализация,
· влияние инновационной политики государства на техническое обеспечение СМИ.
В качестве основных тенденций выделяют:
1. Глобализация
Проявляется в укреплении СМИ, в завоевании отдельными медиакомпаниями и корпорациями значительной части рынка. Процессы укрупнения медиабизнеса в мировом масштабе на сегодняшний день зашли настолько далеко. Информационные корпорации уже не только копируют формы ведения бизнеса многих других компаний, деятельность которых напрямую не связана с журналистикой, но и оказывают влияние на их экономическое развитие. Это влияние осуществляется путем раелизации особых возможностей, присущих СМИ:
ü Реклама
ü Формирование общественного мнения
В мире сформировалось 10 медиаконгламератов; 6 из них занимаются непосредственно выпуском медиа-продукции и ее распространением по всему миру:
ü «News Corporation» (Ньюс корпорэйшн)
ü «Times Worner» (Таймс Уорнер)
ü «Disney» (Дисней)
ü «Bertelsmann» (Бертельсман)
ü «Viacom» (Виаком)
ü «TCI» (Ти Си Ай)
Еще 4 корпорации помимо медиа-бизнеса связаны и с другими отраслями производства:
ü «Polygram» (Полиграм)
ü «NBS» (Эн Би Эс)
ü «Universal» (Юнивёрсал)
ü «Sony» (Сони)
Все эти корпорации входят в число 500 ведущих мировых компаний по уровню доходов (от 10 до 25 млрд.долл.).
Мощные медиакорпорации сегодня формируют информационное пространство и как следствие оказывают влияние на политические, экономические, идеологические условия развития как отдельных стран, так и крупных регионов земного шара.
В связи с этим возникает проблема — как сохранить своеобразие национально-информационного пространства отдельных стран.
Последствия глобализации проявляются не только в трансформации отношений СМИ с другими институтами государства, но и в изменениях, характерных для структуры и функционирования самих СМИ. Происходит унификация ряда признаков и функций масс-медиа.
В частности, наблюдаются изменения типологических характеристик СМИ. Среди них особо выделяют унификацию признаков качественной и массовой прессы.
Процесс укрупнения и вовлечения медиа-предприятий в мировую экономику, политику сказывается и на функциональных характеристиках СМИ. Так, например, становится все более очевидной взаимопроникновение PR и журналистики.
2. Демассолизация (демассофикация)
Современные масс-медиа, технически и экономически способные охватить огромное число людей к этому совсем не стремятся. Они нацеливаются на все более узкие сегменты массовой аудитории.
Радио демассифицировалось в 50х гг., в 60х — 70х гг по этому пути пошли журналы, с конца 20 века — телевидение.
Первым это явление описал Элвин Тоффлер в книге «3 война». Предсказываемая им демассолизация может быть результатом не ликвидации, а, наоборот, совершенствования систем создания и распространения в массах информационного продукта. Демассифицированные масс-медиа, по мнению Тоффлера, демассифицируют сознание людей. В отличие от характерной для периода второй волны постоянной накачки стандартизированного образного ряда, породившей т.н. «массовое сознание». Сегодня не массы людей получают одну и ту же информацию, а небольшие группы населения обмениваются созданными ими самими образами.
Фрагментация аудитории — процесс очевидный и необратимый, напрямую связанный с увеличением числа доступных телеканалов. В целом, для новых масс-медиа характерно дифференцировать аудиторию, которая будучи огромной по численности не является таковой в смысле единообразия принимаемых программ.
СМИ перестали быть массовыми в традиционном смысле этого слова.
3. Конгломерация
Этот процесс предполагает слияния, приобретения и выкупы, благодаря чему различные масс-медиа сосредотачиваются в руках небольшого числа компаний.
Критики (Бэн Багдякян) утверждают, что от этого страдает разнообразие сообщений, предлагаемых масс-медиа.
Владея сразу несколькими СМИ, компания может контролировать весь процесс создания информационной продукции. Благодаря комбинации традиционных и новых медиа, потребители могут получать все что хотят, когда хотят и каким угодно способом.
По мнению исследователей в будущем границы между телевидением и интернетом совсем исчезнут.
Цель медиа-гигантов: превратить отдельные кабельные каналы в веб-порталы; сначала привлекая пользователей содержанием, а потом, подключать их к сайтам, где они смогут купить разные информационные товары.