Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века

Структура китайского радио и телевидения.

Радиовещание.

Начало вещания — 1945 г.

После образования КНР в 1949 было создано Центральное управление радиовещания, подчинявшееся главному управлению журналистики при народном правительстве.

1950 — решение о создании и развитии современной сети радиовещания.

Становлению способствовало движение радиоприемных операторов, которые были обязаны записывать новости, правительственные указы и доводить их до сведения широких масс.

В первые годы после образования КНР система радиовещания представляла собой 4хяросную пирамиду:

  • Вершина — центральное народное радиовещание.
  • Ниже — радиостанции крупных административных центров:

ü Шэньян — центр восточно-китайского района,

ü Сиань — центр Северо-западного Китая и др.

  • Третий уровень — радиостанции провинций
  • Четвертый — городское радиовещание.

Местные радиостанции были обязаны транслировать наиболее важные информационные программы центрального радиовещания «Новости прессы» и «Программу совместной радиопередачи».

1950г — создан отдел международного радиовещания «Радио Пекина». Сначала передачи велись на 7языках 11 часов в сутки.

С 1952г в сельских районах начинается активное строительство проводной радиосети. Первая проводная радиостанция была построена в апреле 1952 года.

1956 — съезд 4го всекитайского рабочего совещания работников радиовещания, на котором отмечалось, что неблагополучное положение радиовещания сложилось из-за низкого уровня профессионального журналистского мастерства. Прозвучало требование покончить с существованием запретов на критические выступления на радио.

Далее ситуация изменилась: особое внимание стало уделяться подбору журналистовов, стали выходить новые программы: «По родной стране», «Наука и знание», «Беседы о текущих событиях в мире» и др.

В настоящее время структура не изменилась. Правда наряду с государственным вещанием в эфир выходят небольшие радиостанции с участием частного капитала, однако государство КНР продолжает контролировать развитие электронных СМИ.

Телевидение

Появилось в Китае в 1958г. В начале Пекинский телецентр выходил в эфир всего 2 р в неделю с пробными телепередачами. Начиная со 2 сентября передачи стали выходить в эфир — 8р в неделю. С октября вышла 1ая передача шанхайской телестудии.

В 1958 году было создано 4 телецентра:

ü В пекине,

ü Харбине,

ü Шанхае,

ü уезде Юйтянь,

В 1959г- 4 центра, в 1960- 9 центров.

Телевизионные программы состояли из получасовой передачи новостей, репортажей на произвольные темы, документальных фильмов, и др. Иностранная хроника передавалась раз в неделю.

В1973г — освоение цветного ТВ.

В 1978 — пекинское ТВ переименовано в центральное.

Начало развиваться провинциальные ТВ.

Основой телесистемы Китая в наст время являются телевизионные программы Центрального телевещания (ежедневно более 170 часов):

ü Первая программа — универсальный канал (18 часов) отличается выпусками новостей и политических программ;

ü Вторая программа — (16 час в сутки) — передачи по вопросам экономики и программы ориентированные на социальное воспитание;

ü Третья программа (появилась 1986г) — театрально-музыкальная;

ü Четвертая программа — международный канал круглосуточного вещания для живущих за рубежом китайцев сочетает выпуски новостей с сюжетами универсального содержания;

ü Пятая программа (1995) — спортивная;

ü Шестая программа — рассчитана на любителей кино;

ü Седьмая программа — универсальная, есть научно-технические рекомендации.

 

В мае 1999 года ЦТК запустил еще один канал — «Теледрамы». Ежедневно зрители могут посмотреть до 6 постановок. Растут доходы от рекламы. Платными являются 3,5,6 и 8 программы, сигналы которых распространяются в закодированном виде.

4 теории прессы. Зарубежные концепции журналистики.

Зарубежные концепции журналистики представляют собой весьма мозаичную картину. Очевидна их связь с доктринами социально-политического обустройства общества.

1. Группа концепций, выделяющих управленческую (манипулятивную) функцию как первоочередную.

Авторитет направления — Уолтер Липпман. Его труд «Общественное мнение» стал настолбной книгой для исследователей и практиков прессы. В разной степени этой концепции придерживаются Г. Шиллер, Г. Глейссберг, Т. Соренсен и др.

Внимание к СМИ со стороны власти является постоянным и осознанным. Липпман в своей книге поставил вопрос об отношении СМИ к действительности. В разработке концепции он опирался на философский прагматизм В. Джеймса и Д. Дьюи. С помощью информации и интереса людей к событиям внутри страны и за рубежом можно проникать во внутренний мир людей, создавать барьер на пути того, что «сбивает их толку».

Этим было положено начало изучению и применению манипулятивных возможностей прессы. В работе «Манипуляторы сознанием» Шиллер последовательно рассматривает основные аспекты воздействия СМИ на массовое сознание, на формирование общественного мнения, на управление обществом с помощью информационно-пропагандистского аппарата.

Такой подход разносторонне показывает всю систему СМИ, позволяя:

ü вычленить информационно-пропагандистский комплекс из других социально-экономических институтов

ü и проанализировать все составные части его

ü и их роль в манипуляции сознанием, в управлении поведением человека

Шиллер выделяет 5 основных мифов, при помощи которых можно манипулировать сознанием:

ü миф об индивидуализации и личном выборе

ü миф о нейтралитете

ü миф о неизменной природе человека

ü миф об отсутствии социальных конфликтов

ü миф о плюрализме СМИ

Гейсберг утверждает, что «концентрация печати упрощает условия для обработки сознания, позволяет проводить ее целенаправленно, полно и эффективно».

2. Ряд исследователей, отвергая концепцию манипулирования, выделяют в деятельности прессы ее коммуникативную функцию.

По их мнению, задача СМИ — осуществлять связи по вертикали (от управляющих к управляемым и обратно) и по горизонтали (на различных уровнях управления и социальных срезах общества). Пресса выступает как язык массового общения.

Основоположник концепции — Е. Мэйо. В основном он базируется на доктрине неокейнсианцев, не обращая внимания на классовое строение общества.

Особое внимание последователи этой концепции уделяют СМИ, прежде всего «заводской печати». Они основываются на том, что словесно-образная коммуникация явилась основой для функционирования различных форм общественного сознания. Они выступают за поиск более эффективных способов и средств осуществления информационных процессов.

Развитие теории информации и совершенствование ее методов позволили применить ее на практике: выявилась специфика информационного контроля и обратной связи в общественных системах. Применительно к некоторым странам выявилось. Что проблемной становится тема все большей психологизации агитации и пропаганды.

3. Многие исследователи видят в СМИ «четвертую власть». Быть ею пресса может только в подлинно демократическом обществе, где народ может активно влиять на информацию.

«Создание технической базы современных СМИ и крушение авторитетных дало силу свободе самовыражения. Т.о. назрела наконец вся совокупность материальных и политических условий для взрыва в области информации и произошел переворот в образе мыслей людей». Ж.-Л.Серван-Шрайбер.

Ж. Мерше вводит термин «демократура» — используя все права и свободы, даруемые демократией, пресса сама устанавливает свою диктатуру.

Контроль за информационными процессами создает «медиакратию», в условиях которой народ остается суверенным , но его роль меняется: становится весомым не его голос на выборах, а его мнение.

Безграничные возможности прессы в рамках этой концепции демонстрирует ситуация, когда благодаря позиции СМИ в США стала возможной отставка Никсона.

4. Интересна концепция «информационного общества», выдвинутая Тоффлером.

Информационное общество — это общество, в котором большинство граждан участвуют в информационном процессе.

Марксисты, помимо манипулятивной и коммуникатиной, выделяют просветительскую функцию прессы. Газета может быть не только агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором.

В развитых странах Запада самое пристальное внимание уделяется изучению конкретных социальных функций СМИ. В ряде стран наблюдается политизация массового сознания.

5. Концепция привратника.

Выдвинута в 1947 г. в работе Курта Левина:

Пресса несет функцию редактора-привратника. Ориентирует массы в информационном потоке, управляет ими.

Многочисленные концепции призваны служить практике. Именно взаимовлияние теории и практики ведет к повышению влияния масс-медиа на аудиторию.

 

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века