Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века
- Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века
- Система арабских телевизионных каналов: направление и проблематика
- Сетевые СМИ и терроризм.
- СМИ Финляндии
- Современное состояние Датской журналистики
- Особенности развития современной французской прессы.
- Формирование системы печати коммунистического Китая.
- Структура китайского радио и телевидения.
- Тенденции развития современных СМИ
- СМИ Польши
- Становление журналистики в Норвегии.
- Пресса ФРГ (1949 — 1990)
- Пресса ГДР (1949 — 1990)
- Становление периодической печати в Японии: от каварабан до национальных газет
- Японская пресса в 21 веке
- Национальные медиаконцерны Японии
- Манга
- Система телерадиовещания Японии
- Информационное противоборство. Основные исторические этапы.
- Понятие и сущность информационной войны. Задачи. Признаки.
- Виды информационного оружия
Структура китайского радио и телевидения.
Радиовещание.
Начало вещания — 1945 г.
После образования КНР в 1949 было создано Центральное управление радиовещания, подчинявшееся главному управлению журналистики при народном правительстве.
1950 — решение о создании и развитии современной сети радиовещания.
Становлению способствовало движение радиоприемных операторов, которые были обязаны записывать новости, правительственные указы и доводить их до сведения широких масс.
В первые годы после образования КНР система радиовещания представляла собой 4хяросную пирамиду:
- Вершина — центральное народное радиовещание.
- Ниже — радиостанции крупных административных центров:
ü Шэньян — центр восточно-китайского района,
ü Сиань — центр Северо-западного Китая и др.
- Третий уровень — радиостанции провинций
- Четвертый — городское радиовещание.
Местные радиостанции были обязаны транслировать наиболее важные информационные программы центрального радиовещания «Новости прессы» и «Программу совместной радиопередачи».
1950г — создан отдел международного радиовещания «Радио Пекина». Сначала передачи велись на 7языках 11 часов в сутки.
С 1952г в сельских районах начинается активное строительство проводной радиосети. Первая проводная радиостанция была построена в апреле 1952 года.
1956 — съезд 4го всекитайского рабочего совещания работников радиовещания, на котором отмечалось, что неблагополучное положение радиовещания сложилось из-за низкого уровня профессионального журналистского мастерства. Прозвучало требование покончить с существованием запретов на критические выступления на радио.
Далее ситуация изменилась: особое внимание стало уделяться подбору журналистовов, стали выходить новые программы: «По родной стране», «Наука и знание», «Беседы о текущих событиях в мире» и др.
В настоящее время структура не изменилась. Правда наряду с государственным вещанием в эфир выходят небольшие радиостанции с участием частного капитала, однако государство КНР продолжает контролировать развитие электронных СМИ.
Телевидение
Появилось в Китае в 1958г. В начале Пекинский телецентр выходил в эфир всего 2 р в неделю с пробными телепередачами. Начиная со 2 сентября передачи стали выходить в эфир — 8р в неделю. С октября вышла 1ая передача шанхайской телестудии.
В 1958 году было создано 4 телецентра:
ü В пекине,
ü Харбине,
ü Шанхае,
ü уезде Юйтянь,
В 1959г- 4 центра, в 1960- 9 центров.
Телевизионные программы состояли из получасовой передачи новостей, репортажей на произвольные темы, документальных фильмов, и др. Иностранная хроника передавалась раз в неделю.
В1973г — освоение цветного ТВ.
В 1978 — пекинское ТВ переименовано в центральное.
Начало развиваться провинциальные ТВ.
Основой телесистемы Китая в наст время являются телевизионные программы Центрального телевещания (ежедневно более 170 часов):
ü Первая программа — универсальный канал (18 часов) отличается выпусками новостей и политических программ;
ü Вторая программа — (16 час в сутки) — передачи по вопросам экономики и программы ориентированные на социальное воспитание;
ü Третья программа (появилась 1986г) — театрально-музыкальная;
ü Четвертая программа — международный канал круглосуточного вещания для живущих за рубежом китайцев сочетает выпуски новостей с сюжетами универсального содержания;
ü Пятая программа (1995) — спортивная;
ü Шестая программа — рассчитана на любителей кино;
ü Седьмая программа — универсальная, есть научно-технические рекомендации.
В мае 1999 года ЦТК запустил еще один канал — «Теледрамы». Ежедневно зрители могут посмотреть до 6 постановок. Растут доходы от рекламы. Платными являются 3,5,6 и 8 программы, сигналы которых распространяются в закодированном виде.
4 теории прессы. Зарубежные концепции журналистики.
Зарубежные концепции журналистики представляют собой весьма мозаичную картину. Очевидна их связь с доктринами социально-политического обустройства общества.
1. Группа концепций, выделяющих управленческую (манипулятивную) функцию как первоочередную.
Авторитет направления — Уолтер Липпман. Его труд «Общественное мнение» стал настолбной книгой для исследователей и практиков прессы. В разной степени этой концепции придерживаются Г. Шиллер, Г. Глейссберг, Т. Соренсен и др.
Внимание к СМИ со стороны власти является постоянным и осознанным. Липпман в своей книге поставил вопрос об отношении СМИ к действительности. В разработке концепции он опирался на философский прагматизм В. Джеймса и Д. Дьюи. С помощью информации и интереса людей к событиям внутри страны и за рубежом можно проникать во внутренний мир людей, создавать барьер на пути того, что «сбивает их толку».
Этим было положено начало изучению и применению манипулятивных возможностей прессы. В работе «Манипуляторы сознанием» Шиллер последовательно рассматривает основные аспекты воздействия СМИ на массовое сознание, на формирование общественного мнения, на управление обществом с помощью информационно-пропагандистского аппарата.
Такой подход разносторонне показывает всю систему СМИ, позволяя:
ü вычленить информационно-пропагандистский комплекс из других социально-экономических институтов
ü и проанализировать все составные части его
ü и их роль в манипуляции сознанием, в управлении поведением человека
Шиллер выделяет 5 основных мифов, при помощи которых можно манипулировать сознанием:
ü миф об индивидуализации и личном выборе
ü миф о нейтралитете
ü миф о неизменной природе человека
ü миф об отсутствии социальных конфликтов
ü миф о плюрализме СМИ
Гейсберг утверждает, что «концентрация печати упрощает условия для обработки сознания, позволяет проводить ее целенаправленно, полно и эффективно».
2. Ряд исследователей, отвергая концепцию манипулирования, выделяют в деятельности прессы ее коммуникативную функцию.
По их мнению, задача СМИ — осуществлять связи по вертикали (от управляющих к управляемым и обратно) и по горизонтали (на различных уровнях управления и социальных срезах общества). Пресса выступает как язык массового общения.
Основоположник концепции — Е. Мэйо. В основном он базируется на доктрине неокейнсианцев, не обращая внимания на классовое строение общества.
Особое внимание последователи этой концепции уделяют СМИ, прежде всего «заводской печати». Они основываются на том, что словесно-образная коммуникация явилась основой для функционирования различных форм общественного сознания. Они выступают за поиск более эффективных способов и средств осуществления информационных процессов.
Развитие теории информации и совершенствование ее методов позволили применить ее на практике: выявилась специфика информационного контроля и обратной связи в общественных системах. Применительно к некоторым странам выявилось. Что проблемной становится тема все большей психологизации агитации и пропаганды.
3. Многие исследователи видят в СМИ «четвертую власть». Быть ею пресса может только в подлинно демократическом обществе, где народ может активно влиять на информацию.
«Создание технической базы современных СМИ и крушение авторитетных дало силу свободе самовыражения. Т.о. назрела наконец вся совокупность материальных и политических условий для взрыва в области информации и произошел переворот в образе мыслей людей». Ж.-Л.Серван-Шрайбер.
Ж. Мерше вводит термин «демократура» — используя все права и свободы, даруемые демократией, пресса сама устанавливает свою диктатуру.
Контроль за информационными процессами создает «медиакратию», в условиях которой народ остается суверенным , но его роль меняется: становится весомым не его голос на выборах, а его мнение.
Безграничные возможности прессы в рамках этой концепции демонстрирует ситуация, когда благодаря позиции СМИ в США стала возможной отставка Никсона.
4. Интересна концепция «информационного общества», выдвинутая Тоффлером.
Информационное общество — это общество, в котором большинство граждан участвуют в информационном процессе.
Марксисты, помимо манипулятивной и коммуникатиной, выделяют просветительскую функцию прессы. Газета может быть не только агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором.
В развитых странах Запада самое пристальное внимание уделяется изучению конкретных социальных функций СМИ. В ряде стран наблюдается политизация массового сознания.
5. Концепция привратника.
Выдвинута в 1947 г. в работе Курта Левина:
Пресса несет функцию редактора-привратника. Ориентирует массы в информационном потоке, управляет ими.
Многочисленные концепции призваны служить практике. Именно взаимовлияние теории и практики ведет к повышению влияния масс-медиа на аудиторию.