Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века
- Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века
- Система арабских телевизионных каналов: направление и проблематика
- Сетевые СМИ и терроризм.
- СМИ Финляндии
- Современное состояние Датской журналистики
- Особенности развития современной французской прессы.
- Формирование системы печати коммунистического Китая.
- Структура китайского радио и телевидения.
- Тенденции развития современных СМИ
- СМИ Польши
- Становление журналистики в Норвегии.
- Пресса ФРГ (1949 — 1990)
- Пресса ГДР (1949 — 1990)
- Становление периодической печати в Японии: от каварабан до национальных газет
- Японская пресса в 21 веке
- Национальные медиаконцерны Японии
- Манга
- Система телерадиовещания Японии
- Информационное противоборство. Основные исторические этапы.
- Понятие и сущность информационной войны. Задачи. Признаки.
- Виды информационного оружия
Информационное противоборство. Основные исторические этапы.
Информационное противоборство представляет собой совокупность взаимоотношений между субъектами мирового сообщества, в рамках которых данные субъекты:
· Путем активного воздействия на информационную сферу друг другу
· Стремятся решить свои задачи во всех областях
· Препятствуя при этом аналогичной деятельности противоположной стороны
Современный период развития информационного противоборства характеризуется его особым обострением и выходом на качественно новый уровень. Это обусловлено рядом фокторов:
1. Информатизация основных областей деятельности большинства государств
2. Быстрые темпы формирования глобальной информационной инфраструктуры
3. Значительные достижения в развитии информационных технологий воздействия на сознание, волю и чувства людей
4. Активное развитие программно-технических средств нанесения ущерба компьютерным и телекоммуникационным системам
5. Недостаточные уровень развития средств и методов обеспечения защиты национальных информационных пространств и сознания населения.
Развитие информационного противоборства в условиях как мирного, так и военного времени происходило благодаря появлению, массовому распространению и доступности новых более эффективных носителей и средств доставки информации.
С этой точки зрения можно говорить о наличии 4 исторических этапов развития информационного противоборства:
1. Вербальный этап. Исторически первая форма — это информационно-психологическое обеспечение боевых и повстанческих действий. В качестве основного носителя информации на первом вербальном этапе выступает человек. В качестве объекта воздействия — психика человека.
Не случайно Аристотель еще в 4 веке до н.э. выделил те составляющие человеческой психики, которые по настоящее время являются основным объектом информационного воздействия:
· Сознание
· Воля
· Чувства
Субъект ------------ Объект
Человек ------------ Психика (сознание, воля, чувства)
Способы ведения информационного противоборства в тот период были ограничены:
· вербальными технологиями (выступления проповедников, ораторов, распространение слухов);
· наглядными средствами устрашения
· физическим противоборством
Важнейшими субъектами информационного противоборства являлись священнослужители, как наиболее образованные лица.
2. «Бумажные период»
Начался с распространением грамотности в условиях широкого охвата населения новыми носителями информации. Письма, листовки, книги, газеты, журналы. Заметных изменений в средствах доставки информации не произошло, хотя определенную роль сыграло появление поездов и пароходов.
Расширился набор физического противодействия: взрывы и поджоги издательств, типографий, уничтожение книг, журналов, закрытие редакций и т.д.
3. «Технический этап»
Этому периоду дало начало возникновение:
· новых носителей информации (В середине 19 века — фотография);
· новых средств доставки информации (телеграф, телефон, радио, кино).
Значительно усилилась наглядность и образность средств информационного воздействия. Увеличились возможности накапливания и длительного хранения информации.
Стало возможным оказание как оперативного, так и долгосрочного, как избирательного, так и массового воздействия на психику людей.
На этом этапе впервые возникает информационно-технические средства воздействия не только на сознание человека, но и на информационно-технические комплексы, а именно средства радиоэлектронной борьбы.
4. Современный этап
Современный 4 этап начался с появлением в 70е гг. 20 века межгосударственных телекоммуникационных сетей (ТКС), особенно Интернета.
В качестве основного носителя информации стали выступать компьютеры, а средства доставки — ТКС.
Стало возможным оказание скрытого персонального информационного воздействия на:
· конкретного пользователя компьютерной сети и
· неконтролируемого массового воздействия на широкую аудиторию глобальных ТКС.