Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века

Виды информационного оружия

Выделяют 4 основных вида:

1. Информационные средства, методы и способы воздействия на психику человека;

Основными современными средствами являются:

· Электронные и печатные СМИ

· Различные печатные и наглядно-демонстрационные средства (плакаты, листовки)

· Средства связи

· Аудио-, видео- и кинопродукция (в том числе и слухи)

· Компьютерные игры

· Компьютерные сети

2. Средства, методы и способы дезинформирования систем принятия решения;

Этот тип объединяет в себе средства, методы и способы дезинформирования индивидуальных и групповых систем принятия решений с целью выбора ими решений, выгодных дезинформатору.

Основные методы:

· Навязывание информации

· Искажение информации

· Блокирование информации

· Отвлечение внимания на другую информацию

Основные средства:

· СМИ

· Средства связи

· ТКС

3. Средства, методы и способы радиоэлектронной борьбы;

Этот тип включает:

· Средства и методы радиоэлектронной разведки (перехват и анализ информации в ТКС, перехват и дезинформирование информационных потоков); 

· Средства и методы радиоэлектронного противодействия (радиопомехи); 

· Средства и методы подавления элементов ТКС, теле- и радиовещания, линий связи и т.д. (заглушки ТКС). 

4. Средства, методы и способы воздействия на программно-техническое обеспечение ТКС и АИС.

Этот тип объединяет средства и методы несанкционированного доступа к АИС и ТКС:

· Уничтожение хищение или искажение информации

· Ограничение или воспрещение доступа к компьютерным системам

· Дезориентация работы компьютерных систем

· Вывод из строя компьютерных систем

Объекты и особенности информационного оружия

Характерные особенности:

1. Управляемость, обеспечивающая осуществление заданного информационного воздействия на объект поражения в установленное время и в заданных масштабах; 

2. Скрытость, затрудняющая определение начала информационного воздействия и источник этого воздействия; 

3. Универсальность, обеспечивающая возможность поражения объектов в широком диапазоне; 

4. Относительно невысокая стоимость создания; 

5. Высокая эффективность применения ;

6. Доступность, обеспечивающая его сравнительно легкое распространение и высокую сложность контроля над этим процессом. 

Объекты:

1. Системы и средства связи, управления и контроля государственных, региональных и частных структур;

2. Системы оружия и военные органы управления;

3. Системы и средства связи, информационного управления финансовых учреждений;

4. СМИ и СМК

5. Интеллект человека, массовое и индивидуальное сознание, социальные процессы.

Операции информационной войны

Признаки классификации:

1. По масштабу операции:

· Стратегические:

- Могут быть направлены на большие аудитории;

- Решают долговременные цели.

· Тактические

- Решают кратковременные цели;

- Помогают дезорганизовать противника, исходя из текущих интересов.

2. По сферам проведения:

· Внешнеполитические / внешнеэкономические:

- Операции могут проводиться в интересах высших эшелонов государственного и военного управления;

- Операции могут проводиться в интересах экономики и крупных компаний.

· Внутриполитические / внутриэкономические

- Примером являются пропагандистские столкновения в ходе предвыборной кампании или борьба за власть.

3. По уровню участников:

· Проводимые на международном уровне (межгосударственные конфликты, конкурентная борьба транснациональных корпораций);

· Операции, проводимые на уровне государства (защита государственных интересов).

4. По интенсивности и продолжительности:

· Интенсивные, относительно непродолжительные (пропагандистские операции в ходе предвыборной кампании);

· Длительные, неинтенсивные (т.н. «фоновые» операции, при которых в течение относительно длительного периода времени организуются информационные воздействия, создающие благоприятный фон для дальнейших действий);

· Интенсивные, продолжительные (холодная война);

· Точечные (когда информационные акции не сливаются в единый поток, а являются преимущественно дополнением для скрытых действий);

· Смешанные.

5. По преимущественному характеру воздействия:

· Пропагандистские операции (политическая борьба, выборы);

· Дезинформационные (основная цель — введение конкурента в заблуждение);

· Манипулятивные (главная задача –поставить поведение конкурента под контроль);

· Оборонительные (ставится цель нейтрализовать действия конкурента против себя, защитить от этого воздействия сторонников, оказать ответное воздействие).

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века