Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века

Японская пресса в 21 веке

Японские общенациональные газеты имеют ряд особенностей, одно из которых — сходное содержание редакционных материалов, отличающимся широким кругом тем, объективностью в изложении событий.

Это объясняется тем, что на протяжении долгих лет основной составляющей Японской журналистики неизменно остается Система пресс-клубов, в соответствии с которым любая государственная или общественная организация делает новости общим достоянием всех СМИ.

Сейчас в Японии функционирует более 1000 пресс-клубов. С одной стороны, Si пресс-клубов вносит некую стандартизацию в работу журналистов и принципы подачи информации. С другой стороны, будучи информационными монополистами пресс-клубы дают правительству возможность контролировать поставщиков новостей.

Газеты имеют ряд преимуществ перед телевидением, радио и журналами. А именно: из 100% опрошенных Японцев более 79% считают газеты самым надежным СМИ, 83% называют газетные материалы точными и проверенными, 50% используют газеты для повышения уровня образования. Еще 50% отмечают полезность газетной информации в бизнесе и 48% считают, что газеты как и телевидение в равной степени формируют их взгляды и мнения.

Типология:

Все японские периодические издания условно можно разделить на коммерческие и некоммерческие.

По географическому принципу и тиражу делят на общенациональные и местные.

Местные делятся на региональные и префектурные.

В настоящее время в стране издается более 100 ежедневных газет, в том числе 5 общенациональных:

· «Асахи»

· «Ёмиури»

· «Майнити»

· «Никкэй»

· «Санкэй»

Самым популярным видом издания газет в Японии считается сэтто — комплект утреннего и вечернего выпусков. В отличие от европейских стран и США (где утренние и вечерние издания одной компании выходят под разными названиями и представляют собой независимые друг от друга издания), в Японии оба выпуска тесно связаны между собой, причем вечерний является как бы продолжением утреннего. Еще одна отличительная черта: использование газет в качестве распространения рекламы.

Общенациональные газеты Японии

1. «Асахи» Восходящее солнце 

Первый номер вышел в Осаке в 1879 г. Первоначальный тираж — 3 тыс.экз. Помимо 5 главных редакций (Токио, Осака, Нагоя, Китаккосю, Саппара) газета имеет генеральное бюро на территории г. Фукуока.

В 1945 г. редколлегия «Асахи» опубликовала декларацию «Оставаться с народом», основные положения которой были сформулированы как кредо газеты в виде принципов, действующих и сегодня. Это 4 принципа:

· Быть беспристрастными, справедливыми, защищать свободу слова.

· Быть преданными благосостоянию народа во имя справедливости и гуманизма. Отвергать все формы правонарушения, насилия, жестокости и коррупции.

· Сообщать правду точно и немедленно, сохранять за редакцией право на собственную точку зрения.

· Хранить терпимость, защищать чувство ответственности и собственного достоинства.

С 1972 г. газета выходит утром и вечером (объем утреннего выпуска — 40 полос, вечернего — 16). Сегодня это вторая по тиражу после «Ёмиури», тираж более 8 млн.экз.

В настоящее время «Асахи» — газета с ярко выраженной либеральной ориентацией, которую читают интеллектуалы и люди, придерживающиеся современных взглядов. В Японии существует определение «человек Асахи». В основном это молодежь.

2. «Ёмиури» раньше — «читает и продает», теперь — «репортер». 

В 1874 г. в Токио начинает печататься небольшой листок с сообщениями о наиболее интересных событиях дня. По свидетельству исследователей он начинает распространяться на улицах города. Инициаторами создания были члены Токийского литературного общества во главе с Одзаки Коё. Первоначальный тираж — 100 тыс. экз.

После пожара 1923 г. и разорения Токийской редакции предприятие купил Мациутаро Сёряке. Он превратил газету в общенациональную и определил курс газеты, действующий по сей день:

· Обеспечение мира и свободы на основе справедливости и дружбы.

· Решительная борьба против левых и правых диктаторских стремлений.

· Борьба в защиту личных прав и свобод.

· Содействие завоеванию страной уважения и доверия со стороны всего мира.

Ежедневно выпускается утренняя и вечерняя версия издания. Тираж — 10 и 4 млн.экз. Утренний выпуск — 24 полосы (в двух тетрадях — основная — 16 полос + дополнительная — 8 полос).

3. «Майнити» ежедневная газета. 

С первыми двумя составляет большую тройку газетного мира Японии. Возникла в 1872 г. Издается на 24 полосах утром и 8-12 вечером. Тираж утренних — ок. 4 млн. экз., вечерних — ок. 2 млн. экз.

Главная редакция состоит из 18 отделов, каждый из которых имеет свои полосы. Руководство газеты осуществляет совет директоров, который состоит из 14 человек во главе с председателем совета, президентом газеты и генеральным директором. Президентом уже несколько лет является Масато Китамура.

4. «Никкэй» «Японская экономическая газета» 

Впервые вышла в декабре 1776 г. в Токио. С 1885 г. газета выходит ежедневно, а в 1970 — утром и вечером. Сегодня утренний выпуск печатается на 24, 36 или 40 полосах. Около 60% отдано пол рекламу. Тираж 3 млн. экз. Вечерняя состоит из 16 полос. Тираж — более 1 млн.экз.

5. «Санкэй» «Промышленно-экономическая газета» 

Самая молодая общенациональная газета. Была основана в 1933 г. Изначально позиционировала себя как вторая по значимости после «Никкэй». В настоящее время приобрела многопрофильный характер, став популярным общественно-политическим изданием. Придерживается консервативных позиций. Аудитория — правительственные чиновники, гос. служащие и т.д.

Англоязычная пресса

Самым старым англоязычным изданием в Японии считается ежедневная газета «Japan Times». Она издается и по сей день только в Токио. Современный тираж — более 47 тыс. экз. Еженедельное приложение на английском языке, которое посвящено маркетингу внутреннего рынка Японии, а также экономике и торговле с западными странами.

В 1963 г. редакция газеты «Никкэй» предприняла попытку создания англоязычного «Японского экономического журнала». Впоследствии журнал превратился в воскресную ежедневную газету «Никкэй weekly» — единственную деловую газету Японии на английском языке.

С 1955г. издательский концерн «Ёмиури» начал выпуск ежедневного издания на английском языке, а с 1970 г. газета стала называться «Daily Ёмиури». Стандартный объем — 94 полосы в неделю.

В 1954 г. медиаконцерн «Асаха» начал выпуск вечернего издания на английском языке «Асахи evening news». До 2001 г. это издание оставалось единственной вечерней ежедневной англоязычной газетой. Выходила на 12 полосах.

В апреле 2001 г. редакционной коллегией было принято решение объединиться с «Gerald Трибун» в связи с чем изменилось название и формат. Теперь газета называется «The Asahi Shimbun». Она состоит из 2 частей: 1. — международные новости; 2. — переводные статьи из «Асахи». Распространяется в 180 странах мира. Тираж — более 40 тыс.экз.

Местная пресса Японии

Местная пресса в Японии делится на префектурную и региональную. В начале 200-х гг. насчитывалось более 100 ежедневных местных газет.

Префектурная пресса

Не отличается большими тиражами. Это объясняется тем, что сфера влияния той или иной газеты редко выходит за границы одной префектуры. Основную часть содержания составляют местные новости и местная реклама. Международная информация и новости по стране берутся из вестников информационных агентств.

· «Акита Сакигакэ Симпо». Вышла в 1874 г. Тираж — ок. 200 тыс. экз. Издается в г. Акита.

· «Тюгоку Симбун». Издается в г. Хиросима. Тираж – более 700 тыс.экз.

Региональная пресса

· «Хоккайдо Симбун» — газета Северного региона. Тираж: утренний — 1млн.экз.; вечерний — 800 тыс.экз.

· «Тюнити Симбун» — газета Центральной Японии. Тираж утренний — 2.5 млн.экз.; вечерний — более 1 млн.экз.

· «Ниси Ниппон Симбун» — газета Западной Японии. Тираж: утренний — 800 тыс.экз.; вечерний — 200 тыс.экз.

 

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века