Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века

Особенности развития современной французской прессы. Крупнейшие региональные и национальные издания. Крупнейшие медиаобъединения.

Особенности развития современной французской прессы.

При характеристике современной печати следует принимать во внимание следующие особенности:

1. Скрытая или явная поддержка политических взглядов тех или иных партий и движений (что обусловлено историческими особенностями формирования политической культуры Франции)

2. Концепция печати вокруг крупных медиа-групп.

3. Разделение изданий по территории распространения (национальные и региональные).

Идеология прессы.

Еще в годы оккупации Франции Германией пресса страны была расколота на 2 лагеря.

Подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Паризьен», «Матен») пошло на сотрудничество с захватчиками (оккупационная пресса).

Другая возникла в ходе антифашисткой деятельности, выходила нелегально. (Газета коммунистов «Юманите» всего 400 номеров). Период освобождения (1944) — рост количества левых изданий. 46 — начало холодной войны. 40-60 — межпартийная борьба сторонников 3х партий — социалистической, капиталистической и народно-республиканской. СМИ не остались в стороне.

Парижская пресса того времени делится на:

  1. Правонационалистиеская печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельник «Карефур» и др). Эти издания настроены к правительству оппозиционно.
  2. Печать, отражающая взгляды среднего класса (газеты «Фигаро», журнал «Пари Матч»)
  3. Либерально-объективистская (газета «Монд»). Монд — наиболее серьезная. — большой объем информации, в основном внешнеполитической. СМИ левых группировок интеллигенции («Тан Модерн», «Франс Обсерватэр»). Редакторы критиковали внешнеполитический курс Франции, но не могли повлиять.

Газета Французской коммунистической партии «Юманите» (основана в 1904, выходила более 60 лет) состояла из 5 отделов:

ü внутренней политики,

ü иностранного, культуры,

ü общей информации

ü и спорта.

В настоящее время деление прессы во Франции не столь категорично.

Французы чаще классифицируют по тематике:

ü общей или политической направленности,

ü специализированную периодику (женская пресса, молодежная, техническая, экономическая, научная и т.д.).

ü Серьезную конкуренцию составляют в последнее время бесплатные газеты, содержащие как рекламу, так и журналистские материалы

Медиа-группы.

Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений.

  1. Группа АШЕТТ. (образов 1826) Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг.
  2. Объединение Байяр –пресс (основ в 1873), занимается выпуском католической прессы. Журналы «Капиталь Санте», «Эврика», «Максимум».

 

Территория распространения.

Издания разделяются на столичные и региональные, местные. Они очень конкурируют между собой.

Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось только Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.

Ныне тенденция такова, что парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям.

С 1982 французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 000, а доход от рекламы не превышает 25% общего дохода.

Национальные газеты в большинстве своем можно отнести к качественной прессе («Монд», «Фигаро»).

Среди местных и региональных газет нередко встречаются издания с признаками массовой печати («Паризьен»).

Аудиовизуальные СМИ Франции: развитие государственного и коммерческого вещания

Радиовещание

Первые радиопередачи во Франции были проведены в 1921 министерством почты и телеграфа. Правительство стремилось установить свою монополию в этой области. Возникла необходимость привлечения финансовых средств. 1933 — введена абонентская плата.

После 2 мировой войны запрещено частное вещание, провозглашена государственная монополия на передачу сигнала. Само же производство передач было свободным. А за распространение отвечало государство.

Частные станции могли иметь студии, но не могли вести передачи с ее территории. Начали появляться периферические станции, передатчики которых были установлены на территории приграничных государств (Люксембург, Монте-Карло, Андорра). Сложилась сеть частных коммерческих радиостанций. Радио «Монте-Карло», «Эроп-1» «Сюд-радио».

Были организации которые осуществляли за ними контроль. Например «Софирад» и «Гавас».

«Гавас» — рекламное агентство, более 50% акций которого в послевоенный период принадлежало государству, а «Софирад» было создано для участия государства в финансировании переферических станций.

Конкуренция с ТВ. Вечерний эфир пришлось уступить ТВ, вещали утром и днем.

Государственные программы были рупором правительства.

На переферических станциях была более разнообразная информация.

В конце 1962 г.

ü «РТЛ» слушали 42% французов,

ü «Эроп»1-34%,

ü а государственную «Франс-Энтел» — 24%.

Далее — техническое развитие увеличило количество слушателей.

«Франс-Энтел» — программа общей информации: выпуски новостей, политическая информация, разнообразные тематические, музыкальные и развлекательные передачи. Не было рекламы. Существовало за счет абонентской платы.

«Франс-кюлбтур» — станция культурной тематики,

«Франс-мьюзик» — музыкальное радио. Основная проблема — финансирование, т.к. закон запрещал рекламу.

1982 — первые частные станции. Лучшее качество звучания, отсутствие рекламы. Каждой станции от правительства получала 100 тыс. франков, а надо было 500 000 в год. Станции вели передачи с фестивалей, ярмарок, упоминая например имя актера. Т.е. обходили закон, и делали скрытую рекламу.

1984 — закон, разрешавший передавать рекламу.

Следствие — 2 системы радиовещания:

ü государственная

ü частная.

Телевидение

Первые передачи — 1936. 2 мировая война прервала эксперименты. 1948 — попытки возобновились. ТВ из-за финансирования развивалось медленно.

ü Начало 50х — 10% французов могли смотреть ТВ.

ü 1957 — 50%,

ü 1967 — 90%.

1964 — ОРТФ : создано управление по ТВ и РВ ОРТФ.

В 1971 ОРТФ реформировано: создано 7 компаний. 4 — общества, занимавшихся распространением передач (ТФ-1, А-2, ФР-3, РФ), другие 3 для обслуживания первых (ТДФ, СФП и национальный институт аудиовизуальных средств).

К началу 80х во Франции функционировало 3государственных телеканала:

  • «ТФ-1»,
  • «Антенн-2» (А-2) и
  • «ФР-3»(активно налаживал связь с регионами)

 

1984 — 27 региональных станций, чья деятельность была тесно с «Франс-Режьон-3». В этом же году появилась четвертая частная программа «ТВ Канал-плюс» – первый факт отступления государственной монополии.

Но государство через агентство «Гавас» ее контролировали. Потом появились 5 и 6 частная компании.

1986 — время активной коммерциализации ТВ. В скорее Ф перешла от государственного телевещания к смешанной системе: к концу 80х доминирует частный сектор: 2 государственных канала («А-2» и «Фр-3») против 4 частных «Тф-1», «Канал-плюс», «М-6» ,» 5 канал». Имелось право 12 минут в час — на рекламу.

  

 

Вы здесь: Главная Журналистика Лекция по истории зарубежной журналистики 20го века