История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Петроглифы, мегалиты
- История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет
- Искусствознание
- Природа и сущность искусства
- Театр эпохи классицизма
- Функции искусства
- Коммуникативная функция искусства
- Первобытное искусство и мифология
- Первобытное искусство
- Собирательство и охота
- Петроглифы, мегалиты
- Музыка
- Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство
- Понятие и функции мифа
- Миф как феномен культуры
- Типология мифов
- Тотемизм
- Анимизм
- Фетишизм
- Древний Египет
- Гробницы и заупокойные храмы
- Египетская литература
- Дидактическая литература
- Рассказ Синухета
- Литература демотическая
Петроглифы, мегалиты
К числу наиболее распространенных памятников искусства неолита относятся петроглифы — изображения, высеченные на скалах и валунах под открытым небом. Большую часть из них составляют анималистические сюжеты — изображения животных, служивших объектом охоты человека. Как правило, это рельефное изображение. Живопись на них не сохранилась из-за атмосферного воздействия. Такие «картинные галереи» существуют во многих местах планеты. Петроглифы эпохи неолита, бронзового и начала железного века встречаются на скалах Скандинавии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Италии, Ирландии. Обнаружены они также в Африке, Австралии, Средней Азии, на Кавказе, в Крыму и в других районах мира. В России многочисленные петроглифы обнаружены на берегах Белого моря, Онежского озера, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.
К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников — мегалитов. Это менгиры — врытые в землю, вертикально поставленные каменные столбы высотой 4 — 5 м и более, стоящие отдельно или группами; дольмены — огромные, весом до нескольких десятков тонн, каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые каменной плитой, служившие погребальными сооружениями эпохи неолита, бронзы и раннего железного века; кромлехи — культовые сооружения, представляющие собой круговую ограду из каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их каменные плиты.
Наиболее известное и крупное сооружение этого типа — Стоунхендж (Англия) — имеет 90 м в диаметре и 125 каменных глыб весом до 25 т каждая.
Ученые XX в. определили, что уже в эпоху неолита (VIII тысячелетие до н. э.) дольмены не только имели определенную геометрическую форму, но и располагались в местах, которые позволяли им быть резонаторами космической энергии, определенным образом воздействующей на людей. Само расположение дольменов свидетельствует о наличии композиционного центра, который соединяет их в единое целое, что говорит о сознательном отношении к пространству.
Сделаны дольмены из кварца — материала, обладающего способностью впитывать энергию космоса. Следовательно, человек первобытного общества обладал уже многими знаниями и использовал их в своей деятельности.
Мегалитические сооружения известны в Западной Европе (Англия, Скандинавия, Германия, Голландия, Франция), в Северной Африке (Алжир), в Палестине, в Индии, в Крыму, на Кавказе. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч. Однотипный характер таких сооружений, одно и то же время их появления — III–II тысячелетия до н.э. — и необычайно широкое распространение наводят на мысль об имевших место однородных верованиях, одной культурной традиции у многих народов, населявших обширные районы земного шара.
Мегалитические сооружения явились прототипом монументальной архитектуры. Уже на пороге возникновения первых цивилизаций появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, что, в свою очередь, было связано с расслоением общества на классы, выделением знати, усложнением религиозных представлений и религиозной практики.
Накопленные археологические данные позволяют проследить возникновение и развитие других видов первобытного художественного творчества: музыки, танца, театрализованного представления, прикладного искусства.