История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Первобытное искусство

Первобытное искусство

С появлением на Земле человека современного вида процесс развития производительных сил и социальных отношений суще­ственно ускорился. Качественный скачок произошел и в развитии культуры. Существенно новым явлением стало первобытное ис­кусство.

Вопрос о причинах возникновения первобытного искусства является одним из самых спорных в науке. Существуют гипотезы, указывающие на различные факторы, послужившие отправной точкой художественного творчества человека: его эстетические потребности, половой инстинкт, мифологическое мышление, ре­лигиозная практика, познавательная деятельность, необходи­мость закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д. Ведутся споры о том, как и когда появилось ис­кусство, чем оно было для первобытного человека, какие результа­ты его творческой деятельности следует относить к искусству. Наиболее обоснованным представляется взгляд на происхожде­ние искусства как на результат познавательной деятельности пер­вобытного человека и связанную с этим необходимость отраже­ния, закрепления и передачи социального опыта в специфической опосредованной форме.

Первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека. Художественное творчество было нераз­рывно связано со всеми существовавшими формами культуры, и прежде всего с мифологией и религией. Это единство образовыва­ло так называемый первобытный синкретизм. Все виды духовной деятельности были связаны с искусством и выражали себя через искусство.

Первобытное искусство в силу синкретического характера культуры рассматриваемой эпохи обладало функциональной мно­гоплановостью. В качестве основных его функций можно выде­лить следующие: мировоззренческую, воспитательную, познавательную, информационную, коммуникативную, магико-религиозную, эстетическую. Все эти функции неразрывно связаны между собой и вытекают одна из другой.

Возникновение искусства как особой сферы человеческой дея­тельности стало возможным с разделением труда. Общественное разделение труда — противоречиво. С одной стороны, оно дало возможность для развития различных форм человеческой деятель­ности, с другой — неизбежно вело к одностороннему развитию че­ловека, вынужденного заниматься чем-то одним. С момента сво­его возникновения, искусство преодолевало этот недостаток: од­ной из функций искусства стало воссоздание целостной человече­ской личности.

В искусстве первобытной эпохи получили свое развитие пер­вые представления человека об окружающем мире и о себе самом. Оно способствовало закреплению и передаче знаний, умений и навыков людей, служило средством общения между ними. Перво­бытное искусство регулировало и направляло социальные и пси­хические процессы в обществе. Оно выступало средством форми­рования духовного мира человека, упорядочивало психические процессы в нем самом.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигу­ры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоратив­ное искусство (резьба по дереву, камню, кости, рогу, рельефы, ор­наменты). В глубокую древность уходят также истоки других видов художественного творчества: музыки, пения, танца, театрализо­ванных представлений.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искус­ства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Это скульптурные, графические, живописные изображения, гео­метрические знаки, а также образы, созданные по подобию пред­метов природы. Среди них особое место занимают так называемые «Венеры» — изображения, по-видимому, связанные с культом ма­тери-прародительницы. Найдены обобщенно выраженные изо­бражения животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них.

Пещерная живопись была открыта в конце XIX в. (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили де­сятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера — Южный Урал). Одно из самых выдающихся от­крытий в области пещерного искусства было сделано во Франции в 1940 г. случайно обнаруженная четырьмя мальчиками пещера Ляско стала настоящей сенсацией в мире наскальной живописи, образцы которой принадлежат к числу самых совершенных творе­ний эпохи палеолита. Их приблизительный возраст 15 — 20 тыс. лет. Найденные детьми высокохудожественные произведения хо­рошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первоклассный музей первобытного искусства, называе­мый «доисторической сикстинской капеллой». Эта пещера едва ли служила местом проживания древних людей, скорее всего, являлась святилищем. В первом ее зале на стенах представлена длинная процессия разных зверей. Они явно куда-то направляются, во главе процессии идет очень странное существо. Человеческая голова имеет два прямых рога, зад — дикого быка с хвостом оленя и слоновьими ногами, горб зубра, передние ноги лошадиные.

По общему мнению исследователей, изображено существо женского пола с признаками беременности. Особо следует указать на трехметровые размеры создания. Существует множество версий по поводу странного рисунка, но ни одна из них так и не дала ответа на его загадку.

В развитии пещерного искусства прослеживается несколько периодов, охватывающих более 25 тысячелетий (XXX — IV тысяче­летия до н.э.).

К начальному периоду, длившемуся около пятнадцати тысяче­летий, относятся памятники с примитивными рисунками, неяс­ными знаками, волнистыми линиями («макаронами»), прочер­ченными пальцами по мокрой глине, отпечатками кисти руки. К концу первого периода появляются неуверенные контурные ри­сунки животных, которые постепенно совершенствуются, начи­нают заполняться краской (пещеры Ляско, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут — во Франции, Альтамира и др. — в Испании).

Второй период — XVIII — XV тысячелетия до н.э. — характе­ризуется переходом от контурного, плоскостного изображения к передаче объемности объекта и к его большей детализации (пеще­ры Ляско, Пеш Мерль, Ла Пасьега и др.).

Третий период — XIV — XII тысячелетие до н.э. Пещерное ис­кусство достигает самых больших высот. Анималистические ан­самбли поражают своими масштабами (до 5 тыс. изображений) и реалистичностью, совершенством передачи объемов, пропорций фигур, перспективы, движения, применением полихромии. Подо­бные ансамбли созданы в пещерах Руфиньяк, Труа, Фрер, Монтеспан, Ньо, Ласко, Ла Мадлен и многих других. К концу этого пе­риода живопись постепенно перерождается в техническую вирту­озность, теряет объемность, становится плоскостной.

Четвертый период — XII — XI тысячелетия до н.э. — характе­ризуется переходом к стилизации, обобщению; изображения все более приобретают символический характер (пещеры Лабастид, Фон де Гом, Марсула и др.).

Пятый период — X — IV тысячелетия до н.э. — завершает раз­витие пещерного искусства в Европе. Оно характеризуется своеоб­разным возвратом к своим истокам — отсутствием реалистиче­ских изображений, появлением чисто символических изображе­ний: беспорядочных переплетений линий, геометрических рисун­ков, рядов точек, загадочных знаков и т. п., значение которых нам неизвестно.

Значение и смысл изображенного понять весьма сложно. Мы можем лишь делать предположения, что хотели передать древние люди. Одним из наиболее распространенных типов изображений верхнего палеолита являются изображения животных. Есть рисунки, где показаны сцены принесения их в жертву. Они истекают кровью. Других зверей изображали на фоне каких-то конструкций, значение которых ученым не совсем ясно. Другой темой верхнепалеолитических пещер были модели или изображения шатров или землянок. Есть предположение, что они являлись символом жилища умерших.

К этому же периоду относятся памятники, которые говорят о существовании культа мамонта. Наряду с ним сохраняется также древний культ медведя. Вполне вероятно, что какое-то время оба культа сосуществовали. Некоторые рисунки медведя носят не совсем обычный характер: его нередко изображают с головой волка, хвостом зубра, иногда под шкурой медведя находится человек.

Еще одна важная тема верхнего палеолита — изображения, женщин (рельефы, фигуры, рисунки). Женщины не отличаются ни красотой, ни грацией. Скорее наоборот, древние художники и ваятели подчеркивают основную социальную роль женщины — быть матерью, продолжательницей рода, хранительницей домашнего очага. Скорее всего, эти венеры являлись изображениями Матери-Земли, беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность, так изображавшаяся, была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь... Для хранительницы рода не важны индивидуальные личные признаки. Она — вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать.

Развитие пещерного искусства первобытной эпохи свидетель­ствует о его закономерной эволюции от простейших изобрази­тельных форм через ясные натуралистические образы к упрощению, стилизации и, наконец, к легко воспроизводимому и читае­мому символу.

Обращение человека к художественному творчеству было ве­личайшим событием по тем возможностям, которые в нем заложе­ны. Об этом нагляднее всего свидетельствует возникновение пись­менности. Современным буквенно-звуковым системам письма предшествовали различные его формы, но первоначальным типом было пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкрет­ных изображений. Этот первоначальный тип письма был тесно связан с первобытным изобразительным искусством, от которого пиктографическое письмо стало отделяться в начале мезолита, чтобы спустя тысячи лет, уже на пороге раннеклассовых цивили­заций, превратиться в упорядоченную письменность.

С наступлением эпохи мезолита происходят заметные измене­ния и в искусстве. В изображении начинает преобладать человек. Материальность объектов — цвет и объем — уступает первенство действию, движению.

Наскальное искусство, многофигурные изображения ме­золита представляют собой композиционное единство, живо вос­производящее сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, тан­цы, сражения и др. Так, в Альпере (Восточная Испания) наскаль­ный фриз с изображением сцен охоты включает несколько сот че­ловеческих фигур и десятки животных: стреляющих лучников, мчащихся антилоп, оленей, каменных козлов и баранов, бегущих быков.

Перед художниками мезолита стояли задачи, отличные от тех, которые решали художники палеолита. Теперь они стремились показать не сами объекты, а передать действие — смысл происходя­щих событий. И хотя изображения человека и животных эпохи ме­золита менее детализированы, более схематичны, чем в предыду­щий период, зато они гораздо более динамичны, подвижны, экс­прессивны. Появление динамичных многофигурных композиций говорит о новом, более сложном отражении реальности в созна­нии человека, о возросшем познавательном уровне художествен­ного творчества.

В эпоху неолита искусство, как и в целом первобытная культу­ра, претерпевает глубокие качественные изменения. Важнейшее из них состоит в том, что культура перестает быть единой, она при­обретает на различных территориях ярко выраженные особенно­сти, самобытный характер: неолит Египта отличается от неолита Месопотамии, неолит Европы — от неолита Сибири и т. д.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему спо­собствовал более углубленному познанию мира, самого человека, что повлекло за собой появление нового содержания и новых изо­бразительных форм в искусстве. С дальнейшим развитием абст­рактного мышления, языка, мифологии, религии, накоплением рациональных знаний человек пришел к необходимости обобще­ния существующих понятий. У него возникла потребность вопло­тить в искусстве более сложные образы: солнце, землю, небо, огонь, воду и др. Это привело к появлению условно-символиче­ских изобразительных форм.

Получает распространение орнамент, состоящий из стилизо­ванных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квадрат и т. п. Изображения реальных объектов — человека, живо­тных, птиц, рыб — также постепенно стилизовались, превраща­лись в символические знаки, которые выражали религиозно-ми­фологические представления людей. В то же время стремление ук­расить все предметы, которыми пользовался человек, удовлетво­ряло его эстетические потребности. Орнамент или отдельные знаки-символы покрывали древнюю керамику — самый распро­страненный вид декоративного творчества, деревянную утварь, орудия труда и охоты, оружие, изделия из камня, кости, рога и др. Человек украшал и самого себя раскраской тела, ожерельями, бу­сами, браслетами, узорчатой одеждой.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет