История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Первобытное искусство и мифология

Первобытное искусство и мифология


История появления человека на Земле, становления человече­ского общества, формирования его культуры насчитывает не один миллион лет. Временная масштабность первобытной эпохи уже сама по себе обусловливает ее особое место и значимость в исто­рии человечества. Это, во-первых.

Во-вторых, культура первобытной эпохи является фундамен­том всей последующей культуры человечества. Здесь ее истоки. Множество явлений жизни современного общества берет свое на­чало в глубокой древности первобытной эпохи: язык, письмен­ность, искусство, религия, мифология, наука, нравственность, этикет, брак и семья, жилище, одежда и многое другое.

В-третьих, многие проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной культуры: история воз­никновения человека, происхождение рас, народов, появление мифологии, религии, искусства и т. д.

В-четвертых, первобытная эпоха не ушла полностью в про­шлое. Она еще продолжает существовать в отдельных уголках зем­ного шара: в джунглях Амазонии, в центральных районах Африки, на островах Океании, в глубинных районах Австралии.

И наконец, в-пятых, некоторые элементы первобытной куль­туры сохраняются в жизни современного общества. Это суеверия и предрассудки, магия и колдовство, элементы язычества в сущест­вующих религиях и в быту, пережитки анимизма, фетишизма, то­темизма и др.

Общая характеристика первобытной эпохи

Первобытная эпоха — самый большой период в истории чело­вечества. Она длилась с момента появления человека и до возник­новения социальной неоднородности, социального неравенства. По современным научным данным, человек как вид существует около 2,5 млн. лет, хотя нижнюю грань первобытнообщинного строя определить более-менее точно нелегко. Верхняя его грань в различных регионах колеблется в пределах 5 тыс. лет. В некоторых районах мира первобытные отношения сохраняются до сих пор. Таким образом, большая часть человеческой истории приходится на период первобытной эпохи.

Согласно археологической периодизации, основанной на раз­личиях в материале и технике изготовления орудий труда, в исто­рии первобытного общества выделяются три века: каменный, бронзовый (медный) и железный.

Каменный век делится на древне­каменный — палеолит (примерно от 2,6 млн. лет до н.э. до XII ты­сячелетия до н.э.), среднекаменный — мезолит (примерно от XII до VII тысячелетия до н. э.), новокаменный — неолит (пример­но от VII до IV тысячелетия до н. э.), меднокаменный — энеолит (примерно от IV до II тысячелетия до н. э.). Бронзовый век — при­мерно II — начало I тысячелетия до н. э. Железный век — при­мерно с середины I тысячелетия до н. э. Древнекаменный век делится на эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Человеческий род существует около 2,5 млн лет. Homo sapiens (человек разумный) — всего лишь около 40 тыс. лет. Орудиями труда человек пользовался более 2 млн лет. Их употребление от­крыло перед первобытным человеком более широкие возможно­сти использования природных ресурсов, приспособления к окру­жающей среде, коллективной охоты, защиты в борьбе с хищника­ми. При этом постоянная совместная трудовая деятельность сплачивала первобытное общество. Усложнение общественной жизни привело к необходимости обмена опытом и передачи его от чело­века к человеку, от поколения к поколению. Возникли членораз­дельная речь, язык, искусство, мифология, религия — возникла культура.

Заглядывая в далекое прошлое, ученые называют два фактора, благодаря которым стадо человекообразных существ смогло пре­вратиться в людей

1. создание символов, языка и 2. создание и ис­пользование орудий труда.

Наши далекие предки могли выжить, только действуя сообща, объединяя свои силы. Для этого им надо было как-то обозначить, сообщить о своих намерениях и объяс­нить свои действия. Возникла потребность в каких-то звуках, зна­ках, обозначениях, которые выражали бы эти намерения и были понятны другим. Так появились условные обозначения — симво­лы. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает способ­ностью создавать и использовать символы. Самой важной формой символического выражения является членораздельная речь. Бла­годаря ей люди смогли общаться, сообщать другим о своих наме­рениях, передавать обретенные знания, а позднее — мысли, идеи. Это обеспечило накопление, сохранение того лучшего, что выра­ботали люди, появление традиции и в конечном счете прогрессив­ное развитие человеческого общества.

Вторым и не менее важным фактором очеловечивания было создание орудий труда. Животное берет средства для своего суще­ствования у природы в готовом виде. Человек же создает их сам, используя для этого созданные им же различного рода приспособ­ления. С первых шагов на пути становления и по сей день человек стремится облегчить свой труд и за одно и то же время получить больше продуктов труда, для этого он улучшает, совершенствует орудия, что становится важнейшим двигателем развития человека и общества, двигателем прогресса. Итак, символическая и трудо­вая деятельность, язык и труд явились важнейшими факторами антропогенеза. Использование символов и трудовая деятельность привели к возникновению и развитию культуры.

В эпоху неолита человек постепенно начинает осмысливать себя, окружающий его мир. Первой формой мироощущения, ми­ропонимания человека стала мифология.

В процессе эволюции первобытного общества возникали и по­лучали развитие адекватные новым условиям жизни формы веро­ваний. Религия уходит своими корнями в глубины первобытной эпохи.

Наряду с развитием и усложнением религиозных взглядов на природу и самого человека в ней социокультурный процесс в пер­вобытном обществе способствовал возникновению и накоплению знаний. Так, развитие земледелия в поздний период первобытной эпохи потребовало упорядочения календаря, а следовательно, и астрономических наблюдений. Ирригационные работы приводи­ли к формированию техники геометрических вычислений, разви­тие обмена — к усовершенствованию счетных систем. В конечном итоге все это вело к накоплению математических знаний. Болезни, эпидемии, войны вынуждали применять и совершенствовать пер­вобытную медицину. Сухопутные и морские перемещения послу­жили стимулом к развитию географии и картографии. А с появле­нием выплавки рудных металлов зародились зачатки химии.

К неолиту относится дальнейшее развитие первобытной куль­туры. Совершенствуются орудия труда, приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование). Появляются луки, стрелы, ке­рамическая посуда. Человек переходит к более сложным формам производства. Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два ве­личайших достижения первобытной экономики, которые многие исследователи называют «неолитической революцией», сыграли огромную роль в дальнейшем развитии первобытной культуры и самого человека. С возникновением земледелия и скотоводства совершился переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству с помощью человеческой деятельности. Неолит был высшей и последней стадией многотысячелетнего каменного века.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет