История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Коммуникативная функция искусства
- История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет
- Искусствознание
- Природа и сущность искусства
- Театр эпохи классицизма
- Функции искусства
- Коммуникативная функция искусства
- Первобытное искусство и мифология
- Первобытное искусство
- Собирательство и охота
- Петроглифы, мегалиты
- Музыка
- Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство
- Понятие и функции мифа
- Миф как феномен культуры
- Типология мифов
- Тотемизм
- Анимизм
- Фетишизм
- Древний Египет
- Гробницы и заупокойные храмы
- Египетская литература
- Дидактическая литература
- Рассказ Синухета
- Литература демотическая
Коммуникативная функция искусства проявляет себя тем, что показано в художественном произведении, и по тому, как это показано, люди не просто узнают что-то новое, но обретают определенный взгляд на мир, тот, который открыл им художник. Воспроизводя определенные явления действительности, автор неизбежно дает им какую-то оценку: утверждает или отрицает, говорит изображенному или описанному «да» или «нет». И такова сила воздействия искусства, что вслед за автором эту оценку воспринимаем и мы.
Действенная сила искусства такова, что нередко именно под воздействием искусства люди начинают по-другому смотреть на жизнь, иначе оценивать происходящее и даже менять свои убеждения. Это не всегда переосмысление к лучшему, более глубокому и тонкому мировосприятию. Все зависит от того, какое это искусство. Вот почему так важно идейное содержание искусства, чтобы оно заставляло восхищаться тем, что достойно этого, и вызывало гнев и ненависть ко всему гнусному, подлому, человеконенавистническому.
Действенная сила искусства безгранична, и оно должно служить гуманистическим целям.
Искусство обладает способностью не только давать людям силы для жизни и выживания, что само по себе — неоценимо. Оно умеет заглядывать в будущее (футуристическая функция): ему открывается то, чего не видят другие.
О чем бы ни говорило художественное произведение, к какому бы виду или жанру оно ни принадлежало, оно всегда доставляет нам удовольствие, наслаждение. Читать книгу, смотреть картину, спектакль или кинофильм, слушать музыку — всегда радость. И в этом еще одно назначение искусства, его гедонистическая функция. С ней связана возможность переключиться, отвлечься, отойти от повседневных дел и забот, насладиться красотой.
Есть у искусства еще много разнообразных функций. Но все названные и неназванные собираются в единое целое, аккумулируются способностью искусства не просто развлечь, отвлечь, порадовать, но и дать особое переживание, вызвать особое чувство — эстетическое, непосредственное эмоциональное переживание, возникающее при восприятии совершенных явлений. Это чувство могут вызывать не только прекрасные произведения искусства, но и явления самой действительности: благородный поступок, самоотверженность, красота природы, человека или результат труда.
Искусство по самой своей природе вызывает эстетическое чувство — удивления и восхищения его, искусства, способностью глубинного постижения жизни, дающей возможность понять и увидеть окружающее по-новому, а также тем, как это сделано в художественном произведении, то есть совершенством художественной формы, возможностью прожить и пережить то, что показано, и тем самым испытать нравственное очищение. Искусство дает возможность испытать разные по характеру и направленности душевные состояния. Эстетическое наслаждение — это сложный духовный процесс, проявляющийся в различного рода эстетических состояниях: радости от общения с прекрасным, восхищении совершенством созданного художником, потрясении открывшимся невиданным ранее миром и т. д.
Искусство всегда отражает действительность и отношение художника к ней. Но способностью дать понимание действительности, заставить увидеть то, мимо чего люди проходили, представить новый взгляд на мир, открыть его красоту, развить эстетическое чувство и сформировать эстетический идеал искусство формирует и самого человека — творца и созидателя культуры. Таким образом, искусство не только отражает действительность, но и создает ее.
Эстетическая функция искусства очень важна. Именно она формирует эстетические воззрения человека, его представления о красоте и прекрасном, уродливом и безобразном и др. Эти представления определяют не только то, какие внешние проявления красоты привлекают людей, их избирательность в одежде, предметах быта и т. д. И даже не только то, какие у них предпочтения в искусстве, хотя это одно из проявлений художественного вкуса, базирующегося на эстетических воззрениях. То, что человек считает прекрасным или безобразным, красивым или уродливым, в значительной степени определяет его представления о красоте жизни, его образ жизни, его эстетический идеал.
Постоянное общение с искусством развивает в человеке эстетическое начало — эстетическое чувство, эстетический вкус, формирует эстетический идеал. Именно поэтому искусство является важнейшим средством эстетического воспитания — целенаправленной деятельности по формированию у человека способности воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и в искусстве, жить, творить и взаимодействовать с миром по законам красоты.