История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Древний Египет
- История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет
- Искусствознание
- Природа и сущность искусства
- Театр эпохи классицизма
- Функции искусства
- Коммуникативная функция искусства
- Первобытное искусство и мифология
- Первобытное искусство
- Собирательство и охота
- Петроглифы, мегалиты
- Музыка
- Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство
- Понятие и функции мифа
- Миф как феномен культуры
- Типология мифов
- Тотемизм
- Анимизм
- Фетишизм
- Древний Египет
- Гробницы и заупокойные храмы
- Египетская литература
- Дидактическая литература
- Рассказ Синухета
- Литература демотическая
Древний Египет
Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире (конец IV тыс. до н.э. — начало III тыс. до н.э.). Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством.
Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития, которые принято делить на следующие периоды:
1) Додинастический (IV тыс., 33 — 30 вв. до н.э.);
2) Древнее царство (ХХХ — ХХIII вв. до н.э.);
3) Среднее царство (ХХI — ХVIII вв. до н.э.);
4) Новое царство (ХVI — ХI вв. до н.э.);
5) Позднее время (ХI — 332 г. до н.э.).
Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства.
Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Сложившиеся в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Все интересы сосредоточивались внутри страны, где все определяла власть фараонов и мощное влияние религиозных культов.
Главная особенность Египта — жаркий климат. Жара, доходящая до сорока градусов, редкие дожди сделали бы его пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживающаяся египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы, чинили плотины. Такие грандиозные работы требовали знаний основ астрономии, межевания и строительства.
Огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством жрецов, приобретших значительную власть над народом и впоследствии всегда занимавших прочное положение в обществе. Жрецы Египта считали, что общество живет подобно оркестру, каждый участник которого способствует либо согласованию, либо рассогласованию звучания. Целая система здесь подчинена отдельности, единичности. Жрецы понимали, что необходима работа в едином созвучии, чтобы целостность системы состоялась. В связи с этим египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы — мыслью, народ — телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью, перед устроенным ею космическим порядком — божественным законом.
Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Так, незыблемость и величие власти царя подчеркивались раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом и существовало поклонение громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием, а искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти.
Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось с его именем. Он лично ответственен за обрушившиеся несчастья. От фараона зависит идеология.
Основная форма идеологии египтян — религиозные представления, проникшие во все стороны жизни.
Огромное число египетских божеств, их иерархия включаются в необычайно сложные философско-богословские, космогонические и мифологические концепции, без которых невозможно понять духовную культуру Древнего Египта. Идея бессмертия накладывает отпечаток на смысл жизни и людей, приверженных к власти, и простого народа, и в целом на смысл истории и на смысл творчества. Первоначально идея бессмертия имела отношение лишь к царю, а затем перешла на всех. Вместе с заупокойным культом и магией верования египтян превратились в необычайно мощную силу, через которую и осуществляли управление жрецы и фараоны.
Все духовные ценности формировались в храмах, а последние в свою очередь были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его.
Множество божеств подчинено определенной иерархии. Верховный бог — Ра (солнце), с ним в различные времена отождествлялись разные божества (поклонение Атум-Ра в додинастический период (столица Гелиополь), почитании Амона в эпоху Среднего царства (столица Фивы), Атону во времена правления Аменхотепа IV (Эхнатона) (столица Ахетатон).
Положение храма определялось значением бога, которому храм был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране. Так, в XXI в. до н.э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В связи с этим увеличивается роль фиванского бога — Амона (Амон значит «сокровенный»). И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с поклонением богу Атум-Ра, то в эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, а с богом Солнца отождествляется Амон. Он превращается в общегосударственного бога и считается «царем богов», фараоны — родными и любимыми его сыновьями. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу IV удалось на небольшой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона. Но это произошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши, передавали в их владение десятки тысяч рабов и огромные ценности. Культ Атона продолжался недолго. Фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего. Вся мифология связана с культами Египта. В Древнем царстве почитали
Хотя центральным было солнцепоклонство, в то же время каждое поселение чтило свое божество (покровителя и защитника), которое представлялось в образе животных, растений, предметов, небесных светил (бог неба Гор — сокол, священный бык Апис (воплощение Птаха — бога творческой силы земли, единого творца), бог мудрости Тот — ибис, бог смерти Анубис — шакал, богиня войны и разрушения Сохмет — львица (или женщина с головой львицы), богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове) и т.д.).
Вторым по значению был культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса — умирающего и воскресающего бога — стал основой заупокойного культа Египта. Осирис — властитель вечной жизни, бог воскресающей весенней природы. Исида — богиня плодородия, жизни, главная богиня египетского пантеона, сестра и жена Осириса. Славилась магическим искусством, обычно изображалась в человеческом облике. Позднее частью ее культа стало материнство.
Древние египтяне верили, что, кроме физического тела и души Ба, человек имеет еще жизненную силу Ка (астральное тело) — призрачного двойника, вторую душу, второе «Я». После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивается. Тело сохранялось путем бальзамирования, или создавался скульптурный двойник. Для тела возводилось жилище — гробница, и тело снабжалось всем необходимым. На стенах гробницы изображались сцены из земной жизни умершего.
В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых. Они строились по разным берегам Нила.
В «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых» Ба и Ка считались воплощениями жизненной силы всех людей при жизни и продолжающими существовать после смерти. Жрецы-иерофанты знали об этих двух ипостасях человеческой сущности несколько больше. Они считали, что Ба и Ка — два энергетических потока, два начала — противоположных и единых, различных и однородных одновременно. Ба и Ка являются двумя источниками жизненной энергии. Пока они взаимодействуют между собой, поддерживается процесс жизнедеятельности и человек существует. Слияние Ба и Ка, их взаимодействие и эволюция рождает Ах. В ней есть триединство, являющееся основой жизни человека.
Ах считалась духовной силой и посредником между богом и людьми, или низшим божеством, способным трактовать послания богов. Ах — это уже больше чем человек. Это человек со способностями в определенные моменты прозревать будущее и предсказывать его («Ах » в переводе с древнеегипетского значит «блаженный, просветленный»).
В период Древнего царства обладание Ба и Ка приписывалось лишь фараонам и богам. Это отражено в «Текстах пирамид». Бог Ра, к примеру, имел 14 Ка, фараон — 12 Ка.
Искусству в заупокойном культе отводилась первостепенная роль: оно обеспечивало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому и труд художников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы, живописцы были высокопоставленными лицами, они же были жрецами и всегда окружены почетом.
Проявление индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны сохраняли следование режиму «золотого сечения», т. е. гармоническому пропорционированию. Искусство в любом его проявлении должно было учитывать божественное соотношение гармонического единства космического и земного. Архитектура в первую очередь должна была подчиняться этому требованию.