История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Природа и сущность искусства
- История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет
- Искусствознание
- Природа и сущность искусства
- Театр эпохи классицизма
- Функции искусства
- Коммуникативная функция искусства
- Первобытное искусство и мифология
- Первобытное искусство
- Собирательство и охота
- Петроглифы, мегалиты
- Музыка
- Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство
- Понятие и функции мифа
- Миф как феномен культуры
- Типология мифов
- Тотемизм
- Анимизм
- Фетишизм
- Древний Египет
- Гробницы и заупокойные храмы
- Египетская литература
- Дидактическая литература
- Рассказ Синухета
- Литература демотическая
Природа и сущность искусства
Искусство — одно из самых удивительных созданий человечества. Изображая на полотне одного человека, создавая пейзаж, натюрморт, описывая в романе какой-то период жизни, судьбы людей, а в рассказе — только случай или эпизод, сочиняя музыкальное произведение, возводя здание, творец говорит о своем времени, об эпохе и о себе — художнике, создавшем все это.
Такой способностью к обобщению обладает только философия. Но если философия выражает открывшуюся ей сущность явлений в обобщенно-абстрактной форме, лишенной жизненных красок, то искусство, давая обобщенное отражение действительности, сохраняет ощущение всей полноты жизни. Искусство отражает действительность как некую жизненную целостность. Также целостно оно воздействует на человека, захватывая одновременно и его ум, и его сердце. Такой способностью целостного отражения мира и целостного воздействия на человека не обладает никакое другое его творение.
Глубина постижения действительности в художественном произведении зависит от художника — его таланта, профессионального мастерства, от его взглядов, одним словом, от своеобразия личности творца.
Искусство отражает действительность. А так как действительность сложна и постоянно развивается, то и искусство, отражающее ее, сложно. Сложность объекта отражения определяет сложность искусства. Она проявляется в том, что искусство существует во многих видах: художественная литература, архитектура, музыка, изобразительные искусства и синтетические: театр, кино. Каждый из видов искусства включает в себя несколько жанров. Оставаясь одним и тем же, оно меняется во времени.
Так, например, древнегреческий театр скорее напоминал нынешний стадион, где собирались сотни зрителей. Представление начиналось на рассвете и продолжалось до позднего вечера. Звук трубы возвещал о начале каждой новой пьесы. Если она не нравилась, бурная реакция зрителей могла прервать ее действие и вынудить актеров перейти к другой. Играли актеры в масках, без которых они были бы плохо видны далеко сидящим. Маски закрывали не только лицо, но и голову. Большие размеры (больше головы) маски позволяли создавать укрупненные, обобщенные образы — трагические, выражающие страдание, или комические, карикатурные. Мимика актеру не была нужна. Но к голосу, дикции предъявлялись особые требования. Ведь играли одни и те же актеры с утра и до вечера множество самых разных ролей, в том числе мужчины-актеры играли и женские роли. Артисты должны были не только произносить текст, но и петь и танцевать и достигали во всех этих видах театрального искусства большого совершенства. Таким был античный театр.