История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Функции искусства
- История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет
- Искусствознание
- Природа и сущность искусства
- Театр эпохи классицизма
- Функции искусства
- Коммуникативная функция искусства
- Первобытное искусство и мифология
- Первобытное искусство
- Собирательство и охота
- Петроглифы, мегалиты
- Музыка
- Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство
- Понятие и функции мифа
- Миф как феномен культуры
- Типология мифов
- Тотемизм
- Анимизм
- Фетишизм
- Древний Египет
- Гробницы и заупокойные храмы
- Египетская литература
- Дидактическая литература
- Рассказ Синухета
- Литература демотическая
Функции искусства
Искусство выполняет множество функций, его роль и значение в жизни человека и общества не исчерпываются утилитарными задачами. Оно самоценно.
В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и их иерархии.
Назовем наиболее значимые из них:
1. познавательная,
2. ценностно-ориентационная (аксиологическая),
3. коммуникативная,
4. воспитательная,
5. знаковая (семиотическая),
6. творческая (эвристическая),
7. эстетическая,
8. идеологическая.
Искусство также обладает способностью предвидения (прогностическая, или футуристическая, функция), его восприятие доставляет людям радость, удовольствие (гедонистическая функция). Есть и другие, вплоть до психотерапевтической.
Трудно выделить ту функцию, которая может быть определена как наиболее значимая. Как правило, в художественном произведении наличествуют почти все. Превалирование какой-либо одной за счет других влияет на качество произведения, делая его то дидактически-поучающим, то поверхностно-развлекательным, и не больше.
Очень важна познавательная функция искусства. Исторические события стираются в памяти людей. О них вспоминают, изучая историю или тогда, когда современность напоминает о них.
История знает множество сражений не только на суше, но и на море. Во многих из них гибли корабли, гибли люди. Иногда проигравшим сражение морякам предлагали сдаться, гарантируя при этом условии жизнь. И нередко команда корабля отказывалась от этой милости, предпочитая смерть плену. Только военные историки помнят имена погибших кораблей. Но о гибели крейсера «Варяг» благодаря песне знает вся Россия. Забыто имя автора, а песня живет, воскрешая в памяти людей трагический и прекрасный факт истории русского флота.
Нередко, особенно на уровне обыденного сознания, познавательные возможности искусства отрицают, поскольку полагают, что эту функцию полностью выполняет наука.
Наука и искусства — разные грани творческой человеческой деятельности, они по-разному отражают действительность и дают знания о ней. Наука дает знания об определенных сторонах и свойствах действительности. Искусство — знание жизни. Наука открывает новые факты и законы. Искусство отражает закономерные явления. В знакомом и известном оно открывает незнакомое и неизвестное: не раскрываемую наукой и эмпирическим знанием красоту природы, внутренний мир человека, неповторимую сложность человеческих отношений. Искусство обладает способностью открывать красоту в самом обычном. Кажущиеся малопривлекательными человеческие лица, серенькие пейзажи, увиденные глазами поэтов и художников, оказались прекрасными, и, благодаря их творчеству, изменились, расширились наши представления о красоте. Вспомните стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», «Красота человеческих лиц», пейзажи средней полосы России, написанные И. Левитаном и И. Шишкиным, «Грачи прилетели» А. Саврасова и др.
«Произведением искусства... может быть признано только такое, в котором заключается раскрытие чего-либо нового, доселе неизвестного людям», — считал Л.Н. Толстой. О способности искусства открывать людям незамеченное ими ранее, но очень важное, составляющее сущность человека, говорит он и в своих произведениях.
В искусстве все личностно. Личность художника проявляется в процессе художественного творчества и в его результате. Одни и те же явления действительности разные художники видят, воспринимают и воспроизводят различно. Так же как и читатели, зрители, слушатели, которые видят в художественном произведении каждый свое.
Более того, восприятие художественного произведения и его оценка у одного и того же человека могут меняться. Подлинно художественное произведение так многогранно, что не увиденное раньше может открыться позднее.
«Через каждые пять лет перечитывай «Фауста» Гете. Если ты каждый раз не будешь поражен, сколько тебе открывается нового, не будешь недоумевать, как же раньше ты этого не замечал, — ты остановился в своем развитии»,— считает В.В. Вересаев. То же можно сказать о «Войне и мире», «Братьях Карамазовых» и других великих произведениях.
Но в этой способности открыть для себя новое в уже известном произведении обнаруживается не только многозначность самого художественного творения, но и еще одна особенность искусства: его восприятие носит творческий характер. Воспринимая произведения, мы сами становимся творцами. Созданное художником для каждого человека таково, каким он его для себя откроет. Открытое нами в искусстве начинает жить новой жизнью уже в нашем сознании, войдя в наш духовный мир. Так проявляет себя творческая — эвристическая — функция искусства.
Значение ее не только в том, что восприятие искусства требует сотворчества, но и в том, что постоянное общение с искусством развивает эту способность и делает ее неотъемлемой частью любой деятельности. Узнанное и открытое благодаря искусству помогает человеку лучше понять самого себя, других людей и тем самым помогает в установлении контактов между людьми, облегчает взаимопонимание и общение между ними.