История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Миф как феномен культуры
- История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет
- Искусствознание
- Природа и сущность искусства
- Театр эпохи классицизма
- Функции искусства
- Коммуникативная функция искусства
- Первобытное искусство и мифология
- Первобытное искусство
- Собирательство и охота
- Петроглифы, мегалиты
- Музыка
- Мифология и религия. Первобытные верования и их влияние на искусство
- Понятие и функции мифа
- Миф как феномен культуры
- Типология мифов
- Тотемизм
- Анимизм
- Фетишизм
- Древний Египет
- Гробницы и заупокойные храмы
- Египетская литература
- Дидактическая литература
- Рассказ Синухета
- Литература демотическая
Миф как феномен культуры
Как феномен культуры миф имеет ряд особенностей:
Синкретизм. Миф синтетичен. В нем соединяются начала ритуалов, религий, философских систем, искусства. Самые разные стороны жизни человека выросли из мифологического мировоззрения и продуцируются им.
Символизм — подмена в первобытном мышлении субъекта и объекта. Заменяя в мифе одни символы другими, мифологическая мысль делает описываемые ею предметы более доступными для понимания и осмысления на данном уровне знаний. Конкретные предметы — щит, сова, змея, перо, кольцо, зуб и т.д. — становятся символами других предметов и явлений.
Метафоризм. Сопоставление культурных и природных объектов. Например, в древнегреческой мифологии время — это бог Хронос, ночь — богиня Нюкта.
Генетизм. Объяснить устройство мира — значит рассказать о его происхождении. При таком подходе время резко разделено на сакральное (правремя) и профанное (эмпирическое) время. Правремя — время закладывания основ человеческого существования. Это линейное время. В правремени первопредки, демиурги (творцы) и культурные герои создают мир и образцы социального поведения. В нем появляются первопредметы: первый огонь, копье, музыкальные инструменты, а также трудовые навыки. Характерный признак мифологии — обращенность в прошлое. Миф живет в своем, особенном времени — времени "первоначала", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени
В отличие от правремени время циклическое (профанное) воспроизводит в форме ритуалов то, что имеет начало в правремени. Подтверждением этой позиции можно считать календарные земледельческие ритуалы, в игровой форме воспроизводящие особенности земледельческого цикла.
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.
В мифе нет абстрактных понятий, в нем все очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
Таким образом, неспособность установить различие между естественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, эмоциональность — эти и другие особенности первобытного мышления превратили мифологию в своеобразную символическую систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир и сам человек.